История первая: О последствиях промедления
«Сегодня точно не подходящий день», – думал Тори, глядя, как дзито топает ногами, гневаясь на крестьян. Управляющий был вне себя. Лицо его покраснело, как лист дерева в октябре, и пот лил по вискам ручьем. «Видимо, кто-то из крестьян недостаточно усердно работал», – подумал Тори и вздохнул. Придется поискать другую возможность. Может быть, вскорости многоуважаемый дзито выдаст замуж одну из 10-ти дочерей и, если зять будет из знатной семьи, на день-два в сердце начальника воцарится мир и радость. Тогда Тори и обратится к нему с просьбой.
Ночью Тори слышал, как завывает ветер за стенами его крошечного домика и вспоминал, каким красивым и приветливым бывает утро у реки Нантю – сейчас, когда ураган играл огромными деревьями, словно прутиками, и потоки воды заливали дороги, в это даже не верилось.
Утром выяснилось, что тайфун смыл два рисовых поля – это означало большие неприятности для всего хозяйства, а значит, ожидать милостей от управляющего следовало не скоро.
«Вот тебе и дождался подходящего момента», – подумал Тори и печально вздохнул.
История вторая. О важности инициативы
«Странный малый этот Тори», – думал управляющий, глядя, как энергично работник чинит забор. Другие жалуются, что рис растет в цене, и юмаки для жены скоро купить будет не за что – хоть веревочкой подвязывай кимоно… А этот молчит и никогда прибавки к зарплате не просит.
«Значит, все у него хорошо, – подумал дзито, – ну а что рубашка в дырках… зато работать прохладнее».
И мудрый правитель отдал пять ри работнику Сёкугаве, который о повышении зарплаты просил регулярно, хотя самому дзито, сказать по чести, был несимпатичен.
История третья. О пользе изучения рынка труда
Однажды работник заметил, что у Сёкугавы новые варадзи – изящно сплетенные, из прочной соломы. Казалось, у этого неказистого человека даже лодыжки стали выглядеть более стройными. «Откуда у него новая обувь?», – подумал Тори.
– Слушай, откуда у тебя такие красивые варадзи? – решил работник полюбопытствовать.
– Так мне зарплату повысили, еще полгода назад. – И Сёкугава расплылся в улыбке.
– И сколько же тебя платит дзито?
– Двенадцать ри. – И Сёкугава снова засиял самодовольством.
«Ничего себе! – думал Тори, топая по тропинке босиком. – Двенадцать ри! А мне платят только три! При этом я никогда не болею, не ворую и про начальство не сплетничаю».
«Все! Завтра иду просить про повышение зарплаты», – подумал решительно Тори и смахнул пыль с лица рукавом.
История четвертая. О том, что слова всегда находятся, когда очень нужно
Прошла неделя с того дня, как Тори заметил на ногах Сёкугавы новые сандалии.
Он все не решался подойти к дзито, потому что не знал, с чего начать разговор.
Может, с того, что кимоно жены давно износилось, а в их домике течет крыша, которую давно пора чинить?
Нет, лучше с того, что он приносит пользы не на три ри, а на целых тридцать – потому что работает, не покладая рук, и было бы приятно думать, что справедливость существует на свете.
Пока работник думал, его позвал к себе сам дзито и сказал:
– Я вижу, как усердно ты трудишься, и притом никогда ни о чем не просишь. Это заслуживает уважения. С этого дня я буду платить тебе пять ри – я уже направил приказ в бухгалтерию. Возрадуйся.
Тори был вне себя от счастья и по такому случаю выпросил у жены рюмку сакэ.
Ночью, засыпая, он подумал, что вообще-то ему здорово повезло, и дзито мог бы никогда не поднять ему зарплату, так что в следующий раз нужно меньше думать о том, как начать разговор, а просто прийти и сказать.
История пятая. О пользе выхода в смежные профессиональные области
Однажды шел Тори по лесной дороге. Видит – стоит повозка дзито, скособоченная какая-то, и сам управляющий сидит рядом, злой и хмурый.
– Ось сломалась, – буркнул управляющий.
– Так это пять минут делов-то! – радостно воскликнул работник и быстро поставил новую ось, благо в сумке у него было все необходимое.
– Так ты и повозки чинить умеешь?! – спросил дзито.
– Умею, – ответил работник.
– Тогда добавляю тебе еще два ри к зарплате, но чтобы моя повозка больше не ломалась внезапно!
– Конечно, многоуважаемый! – ответил работник с особенным энтузиазмом в голосе, потому что чинить повозки – для него вообще была не проблема.