Сколько бы ни давали интервью олигархи и владельцы крупных компаний, а все равно что-то да остается за кадром. А это обидно: ведь они нет-нет да и обмолвятся словечком о том, как им живется с их подчиненными…
Концерт
ГЛАВА «Интерроса» Владимир Потанин, например, всячески приветствует не только коллективный труд, но и коллективный отдых своих сотрудников. «Подавляющее большинство — народ спортивный, и исключения сразу видны, — признался он в интервью «Аргументам и фактам». — В нашем доме отдыха 80% — именно из «Интерроса», коллеги и друзья. И все ведут примерно одинаковый образ жизни: футбол, теннис, плавание, боулинг, в худшем случае бильярд. Зимой это катание на снегокатах, на горных лыжах. У нас есть две «корпоративные поездки»: зимой — на горнолыжный курорт, а летом — заниматься водными видами спорта. Бывает, человек 100 собирается. Да, неспортивным быть непрестижно. И непрестижно не участвовать в мероприятиях типа КВН, капустников, брейн-рингов, уклоняться от общественной жизни. Причем у нас любят вытащить на сцену кого-то из руководства, микрофон — в зубы, заставить танцевать, петь, читать стихи. Я сам старался, развлекал народ в Новый год как мог. Мне было бы обидно услышать, что я сухарь, неспособный на эмоции. Потому что надо подчиненных чем-то брать. Не высокой зарплатой, так… Как в той рекламе: «Наш начальник такой душка!» Зато какие результаты в экономии! А после праздников делают стенгазеты с фотографиями, обмениваются видеокассетами. Это у нас если не культ, то культура».
Про зарплату, надеюсь, это была шутка…
Что касается своей манеры управлять, то Потанин считает ее напористой, если не сказать — агрессивной: «Не было еще ни одного совещания, чтобы я не вытащил из его участников реального мнения. Конечно, одни высказывают его жестко, другие — завуалированно. Я не уверен, что человек, который боится сказать начальнику, что он с чем-то не согласен, правильно выполнит задачу. Меня беспокоит, когда со мной никто не спорит. Особенно ценны те сотрудники, которые научились спорить со мной в приемлемой для меня форме. Не более или менее вежливо, а находя аргументы, которые легко ложатся в систему моих координат».
Про банду водопроводчиков
ДМИТРИЙ Зимин, бывший глава «Вымпелкома» (в народе — известной марки «БиЛайн»), удивил меня крайне жесткой позицией к тем, кто злоупотребляет служебным положением. Он считал, что даже в магазин заехать на служебном автомобиле — недопустимо. «Если у фирмы есть хозяин или акционеры, они вам платят зарплату. Воровать у них в любом виде нехорошо. Я знаю одну фирму, где представительские расходы было невозможно проконтролировать. Поэтому все чековые счета, например за ресторан — ты мог пригласить хоть 500 человек, — оплачивались на 50%. А там делай что хочешь. И никакого контроля. Но у людей, которые занимаются представительскими функциями, обычно и зарплата бывает соответствующая… Но вопрос этой культуры меняется с развитием фирмы. Если в маленькой конторе все может делаться по тому, как Петя с Васей договорились, то в большом акционерном обществе, в том числе и в государстве, должна быть четкая конституция, расписывающая взаимоотношения людей, сотрудников. Вот, кстати, еще одна вещь: в советские времена на предприятиях были отделы кадров, которые по принципу «угадал — не угадал» решали, кого принимать на работу, а кого нет. А теперь в солидных организациях этим занимается служба human resources, управление человеческим фактором, мотивация. Те, кто оптимально решил эту задачу, преуспели на рынке».
Я, естественно, не могла не поинтересоваться, позволено ли девушкам, работающим в компании Зимина, ходить на работу в коротких юбках или брючках в обтяжку? «Для девушек, которые работают в офисах продаж, с клиентами, нет специальной формы одежды, — ответил тот. — А вообще надо остерегаться принимать на работу сотрудников, с которыми приходится проводить отдельные беседы на эту тему. Они должны соображать сами, как выглядеть достойно. У нас есть форма для тех, с кем публика не встречается, например монтажников. Зато когда они приезжают устанавливать антенны, какое-либо оборудование, то видно, что это фирма, а не банда водопроводчиков».
Вообще, компании, где с пиететом и без него относятся к внешнему виду сотрудников, можно вычислить сразу. Помнится, пришла я в банк НРБ, к его президенту Александру Лебедеву. Мне навстречу вышел глава его пресс-службы, на пиджаке с иголочки у которого не было ни единой складочки (это в конце рабочего дня!), а рубашку венчал этакий нарядный вариант бизнес-галстука. «Ой, как хорошо, что вы в костюме! — искренне обрадовался он. — Сразу видно, что настоящий корреспондент! А то пришла тут к Александру Евгеньевичу одна американка с радио «Свобода»… Представляете: в джинсах и свитере! На интервью!»