Разместить

Трудоголизм — путь к стрессу

работник работает время опыт помощник секретарь сотрудник трудоголик

Как не стать трудоголиком. А если это недоразумение с вами уже произошло, то как избавиться от рабской зависимости от труда и снова стать нормальным трудолюбивым человеком.

Трудоголики — люди особые. Уходя со службы, они здороваются с ночными сторожами, им неуютно в веселой, беззаботной компании, слово “отпуск” отсутствует в их словаре, единственный отдых, который они иногда себе позволяют, — это сон. И даже известное выражение “в лесу — о бабах, с бабами — о лесе” не совсем про них, у них “о лесе” везде и всегда. Трудоголик работает по принципу “работаю столько, сколько физически могу”, вместо того чтобы работать столько, сколько дело того требует.

ЛОШАДЬ, КОТОРАЯ САМА ЗНАЕТ, КУДА ЕЙ ИДТИ

Трудоголизм — такой же вид зависимости, как и пьянство. Как и алкоголики, трудоголики входят в разные группы риска. И одна из них имеет отношение к стрессу. Из-за вечной занятости трудоголики находятся в состоянии постоянного напряжения, без релаксации, и стресс в таком случае неизбежен. Ведь ресурсы человека — как физические, так и эмоциональные — хоть и восполнимы до поры до времени, но ограниченны. Опасность в том, что трудоголик (особенно — ярко выраженный) стресс свой не замечает, а если и замечает, то очень поздно.

Примером сказанному может служить так называемый “сэлфмэйд мэн” (selfmade man), то есть “человек, сделавший себя сам”. Так американцы называют человека, который посвятил свою жизнь прежде всего делу, жил без развлечений, отдыха, пренебрегая семьей и дружбой. И нередко годам к пятидесяти он вдруг обнаруживает, что дела идут уже как бы своим ходом и нет необходимости держать их под постоянным контролем. И тогда “сэлфмэйд мэн” впадает в крайне тяжелое состояние, которое те же американцы обозначают термином “брейкдаун” (breakdown), понимая под этим нечто вроде состояния человека, внезапно споткнувшегося и рухнувшего в канаву. Именно такие эмоции овладевают человеком, когда он вдруг осознает, что в погоне за успехом израсходовал большую часть жизни, не получив от нее особой радости.
Чаще всего трудоголизмом в тяжелой форме страдают мужчины. Они всегда считались добытчиками, и в современных условиях это служит веским оправданием перед самим собой. Легче заболеть трудоголизмом человеку умственного труда, потому что труд физический не может длиться долго. Пример современных трудоголиков — большинство компьютерщиков.
Трудоголизм излечим, если человек вовремя поймет, что он трудоголик, что в его жизни есть серьезные проблемы, от которых он убегает в работу, не решая, а только усугубляя их.

Лица, страдающие этой особой формой зависимости, обладают особым складом психики. По мнению большинства терапевтов, это люди, вечно охваченные тревогой. Неспособные перепоручать работу кому-либо еще, они питают иллюзию, что могут держать под контролем все, даже время. Трудоголик — отнюдь не гипертрудолюбивый человек, с детства познавший радость труда. Это личность с определенными психологическими проблемами. Трудоголиком может стать и лентяй, дни и ночи отсиживающийся на работе во время домашних неурядиц. Источником психологического дискомфорта, психологической травмы чаще всего бывает реально пережитый или мнимый страх: боязнь неудачи, страх перед одиночеством или, напротив, боязнь общения. Очень часто трудоголизм — страх перед постоянным напряжением в личной жизни, результат несложившихся (или утраченных) отношений с детьми, разочарование в близком человеке, развод. Работа становится своего рода психологической защитой, щитом, отражающим отрицательные эмоции.
Руководитель, имея дело с трудоголиком, несколько расслабляется, уделяет контролю над ним меньше внимания. Подразумевается, что трудоголик — лошадь, которая сама знает, куда ей следует идти, и в понуканиях не нуждается. Но лошадь знает только привычную дорогу.

МОГУ КОПАТЬ, МОГУ НЕ КОПАТЬ

Если вы обнаружили, что превратились в трудоголика, психологи дают вам несколько советов, как избавиться от такой зависимости.

Наслаждайтесь моментом. Научитесь получать удовольствие от безделья. Начните с созерцания: понаблюдайте, как чужой ребенок во дворе делает свои первые шаги, как солнце уходит за горизонт, потискайте собаку, проведите за вкусным обедом раза в два больше времени, чем положено, и т.д. Но учтите: телевизионные зрелища целебного эффекта не дадут. Главное — забудьте о том, что время необходимо проводить с пользой.

Раз и навсегда забудьте о своей любимой фразе: “Я делаю это только ради тебя (детей, родителей)”. Запомните: если вы перерабатываете сверх меры, то поступаете так исключительно ради себя самого. Если ваши долгие отлучки, вспышки раздражительности портят настроение вашим близким, о каком самопожертвовании может идти речь? Подумайте, чего вы добиваетесь своей “каторгой” — денег, уважения, чужой зависти, власти?

Угомонитесь. Есть хорошая немецкая пословица: “Что толку бежать по дороге, если она ведет не туда?” Вы всегда торопитесь, а между тем нервная суета не имеет ни малейшего отношения к эффективности вашего труда. Попытайтесь успокоиться — и вы увидите, что количество и качество переделанной работы ничуть от этого не пострадают.

Дайте себе передохнуть. На первой неделе “воздержания” урежьте свой рабочий график на 4 часа. Вы будете страдать от скуки, душевной пустоты, чувства неудовлетворенности. Не исключены даже физические симптомы недомогания, например головная боль. Ни в коем случае не сокращайте время своего отдыха, пока не научитесь управляться с этим “лишним” временем. Следующая ступень к выздоровлению заключается в том, чтобы высвободить на неделе один совершенно свободный день. Поначалу об этом и подумать страшно, но со временем вы позволите себе и два выходных в неделю — было бы упорство и желание. Руководствуйтесь словами английского писателя Клэренса Дея: “Муравей — мудрейшее животное. Но всего его ума не хватает на то, чтобы догадаться отдохнуть”.

Займитесь переоценкой ценностей. Когда вы сможете честно признаться самому себе, что страсть к работе — лишь средство заполнить вакуум, считайте, что половина пути к нормальной жизни вами уже пройдена. Дело за малым — найти нечто столь же важное, сколь важной казалась вам до сих пор карьера. А что это будет — семья, религия, искусство, спорт или вышивание крестиком — решать только вам.

И ЕЩЕ…

К стрессу может привести и дезорганизация. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой, как дамоклов меч. Учитесь планировать и правильно расставлять приоритеты: наиболее важные и необходимые на данный момент задачи решать в первую очередь, не столь важные — решать позже.

Многие из нас ставят перед собой недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Признавайте и принимайте огорчения. Ставьте достижимые цели.
Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
Учитесь терпеть и прощать. Мы уже говорили о том, что негативные эмоции, накапливаясь, превращаются в стресс. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.

Избегайте ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, с которым вы можете быть откровенны, кстати, не обязательно человека — это может быть домашний любимец или растение. Важно проговорить, вернее, даже выговорить накопившееся напряжение.

Конечно, в борьбе со стрессом не обойтись и без самовоспитания. Важно вовремя “собраться” — полностью включиться в дело, которое предстоит начать и довести до конца. И так же вовремя “выключиться”. Успокоить себя можно переключившись на что-то интересное — на хорошую книгу например. Или подумать о чем-нибудь приятном — о красивых картинах, закате солнца, предстоящем ужине, грядущих праздниках (конечно, не с точки зрения сухих планов, а как бы фантазируя и мечтая).

Share with: