Разместить

Коучинг как осознанная необходимость

Один из выдающихся представителей англоамериканской тренинговой школы Майлз Дауни так определяет это понятие в книге «Эффективный коучинг: уроки от коуча коучей»: «Коучинг — это целая серия бесед, которые помогают человеку действовать по максимуму своих возможностей; понимать свою роль и круг задач, стоящих перед ним; понимать, чему надо научиться, чтобы успешно выполнять свою роль и решать задачи; а также подготовиться к другим ролям и, в результате, в один прекрасный день достичь успеха и испытывать маленькие радости при выполнении работы».

Если из приведенного определения отбросить упоминание о работе, то коучинг может быть воспринят как тренинг, применяемый в самых различных сферах жизни. Действительно, если обратиться к скандинавской, в частности, шведской школе коучинга, то она подразумевает, что коуч может быть тренером футбольной команды, преподавателем курсов по эффективным продажам, личным психоаналитиком и так далее. То есть в этом случае коучинг теряет определенную самостоятельность как профессия, в отличие от англо-американской школы, где коуч — человек, который позволяет обучаемому достигнуть успеха в любых сферах общественных отношений. При этом обучения как такового вообще нет!

Отсюда вытекает интересная особенность англо-американского подхода к коучингу: чтобы проводить коучинг для менеджеров по продажам, коучу не обязательно иметь собственный опыт успешных продаж. Его задача состоит в том, чтобы менеджеры по продажам проявили свой скрытый потенциал, избавившись на тренингах от внутренних барьеров, которыми, по теории Майлз Дауни, являются «страх и сомнение».

Как же обстоит дело у нас? Рассказывает бизнес-тренер компании Ars Vitae Татьяна Злоказова: «Говорить о российской школе бизнес-тренинга как о таковой достаточно сложно. Речь можно вести о подходах к тренингу, сложившихся в отдельных консалтинговых и тренинговых компаниях. Наряду с адаптацией западных методик происходит создание и развитие собственных отечественных разработок и методов, которые зачастую уникальны и учитывают особенности работы на российском рынке. Однако все усложняется отсутствием культуры патентования новых продуктов и защиты авторских прав. Поэтому отечественные методы менее известны, хотя и гораздо эффективнее для развития российского бизнеса».

В нашей стране под коучингом подразумеваются самые разные вещи. Иногда весьма необычные, по крайней мере, на первый взгляд. Например, известный бизнес-тренер Александр Савкин устраивает для работников коммерческих структур так называемый «экстрим»: люди избавляются от внутриличностных разладов с помощью рытья импровизированных могил. Затем топ-менеджерам предлагается полежать в них и «воскреснуть» к новой жизни. Несомненно, это является определенным психологическим тренингом, как и практика организации коллективных и индивидуальных семинаров для менеджеров продаж под руководством бизнес-тренеров.

Однако нельзя отрицать и то, что понятие коучинга в настоящее время остается в головах даже самих бизнес-тренеров достаточно размытым, поэтому рассмотрим самые основные направления развития российского коучинга. В большинстве случаев бизнес-тренеры стремятся избегать слова «коучинг», поскольку чаще всего проводится следующее разделение: внешний бизнес-тренер, работающий самостоятельно или «под зонтиком» тренинговой компании, проводящий коллективные семинары, является тренером, преподавателем. Если же бизнес-тренер работает в рамках коммерческой структуры, имея прекрасный опыт продаж, руководства и проводя индивидуальное наставничество — его называют персональным помощником, коучем или «коучером» (в качестве отечественной адаптации английского слова coach). В последнем случае, когда сами компании набирают тренеров по коучингу, англоамериканский подход к профессии чаще всего не работает — для проведения коучинга в отделе продаж в российских условиях коуч должен быть успешным продавцом.

Безусловно, разнообразие во взглядах на самоопределение «коучинга», не говоря о методах и целях, обусловлено тем, что данное направление находится на стадии формирования. Рынок не достиг своего «потолка», и у новых фирм еще есть возможность «вскочить на подножку поезда». Многие российские компании представляют, что бизнес-тренинги — это необходимость, но как, к кому обратиться — на эти и массу других вопросов HR-департаментам компаний не всегда легко быстро найти ответ. На рынке труда ощущается острая нехватка бизнес-тренеров. Российские коучи формировались в условиях перехода через кризис 1998 года, и это не смогло не отразиться на отрасли тренинговых услуг в целом. Здесь, в большинстве случаев, доминируют люди с богатым опытом работы в коммерческих структурах, которые скорее занимаются обучением, чем коучингом в классическом понимании. Речь идет о преподавании с применением современных методов мотивации персонала. Это люди, которые учат хорошо продавать, потому что они сами умеют продавать.

Они учат, в то время как в классической схеме коучинга тренер не учит — он не имеет опыта продаж и часто даже экономического образования. В российских условиях это достаточно рискованно, однако дальнейшее взросление рынка бизнес-тренингов постепенно приводит к появлению именно таких коучей, как в рамках отдельных тренинговых компаний, так и в частном порядке.

Поэтому ответ на вопрос «Сколько времени нужно учиться, чтобы стать коучем?» зависит от подхода к коучингу. В одних тренинговых компаниях вам могут предложить получить необходимые знания за несколько дней, и они будут правы, поскольку справедливо полагают, что наиболее ценным тренером будет тот коуч, который сможет, не являясь продавцом, проводить коучинг, если его целью будет, например, тренировка менеджеров по продажам. Одновременно этот же самый коуч сможет, если потребуется, вдохновить и избавить своих подопечных от «страха и сомнения» при игре в гольф — в этом случае речь идет об универсальном коуче.

Другой взгляд на коучинг будет выражаться в подготовке узконаправленных коучей. Такой тренер будет учить только продажам, и к нему будут предъявляться требования наличия успешных продаж. Обучиться такому коучингу будет непросто, и потребуется много времени, как на обучение, так и на приобретение собственного опыта в области продаж.

В классическом понимании последний вариант коучинга не является таковым, однако в России равноценно представлены оба подхода, которые сходятся в том, что для того чтобы стать известным коучем, необходим определенный опыт, на приобретение которого требуются временные затраты. Однако если в первом случае коуч не обязан иметь опыт продаж, то во втором — говорится об обратном.

Безусловно, в первом случае дело усложняется тем, что компании рискуют нанять неквалифицированного коуча, однако во втором случае организации практически вообще не пользуются услугами коучинга, а просто берут уроки успешных продаж у практиков-преподавателей. Найти настоящего коуча сложно, однако это является осознанной необходимостью для большинства компаний. Нужен человек, который сможет провести «серию бесед», как говорит Майлз Дауни, со всеми службами предприятия, в результате которых весь персонал будет эффективно работать для достижения глобальных целей корпорации и успешно решать задачи своего отдела, а также успешно играть в гольф, если это нужно. Похоже на чудо? Может быть. Но это то, что нужно компании: не преподаватель продаж, не психоаналитик, не мастер по игре в гольф, не кто-либо еще, а просто коуч, работает ли он самостоятельно или в рамках какой-нибудь тренинговой компании. Коуч — как осознанная необходимость.