Разместить

Зарплаты операторов документального кино

люди работа описание профессия опыт соискатели кадры работа

Наш портал спросил у операторов, может ли документальное кино быть источником постоянного дохода, стоит ли подрабатывать на телевидении и что изменилось в индустрии после кризиса.

Можно ли рассматривать документальное кино как основной вид работы и источник постоянного заработка?

Складывается у всех по-разному. Кто-то, возможно, четко ориентирован изначально на определенный вид съемок, но большинство операторов достаточно разносторонние. В процессе обучения и работы на первых проектах приходит некоторое понимание, куда тебя повело, чем хочется заниматься в профессии. Тут много зависит от случая. К примеру, хотел оператор снимать обезьянок в джунглях, а его позвали на музыкальный клип по знакомству. Снял хорошо, позвали еще, потом еще, и поехало — стал снимать клипы. Документальное кино как основная работа — это обычное дело. Если это нравится человеку, он преуспел, профессиональный потенциал раскрылся именно там — прекрасно.

У меня постоянного источника заработка нет. Бывают периодами проекты один за другим, искать не надо, появляется какая-нибудь компания, которая зовет работать более или менее регулярно. Бывают и период затишья. Между проектами работаешь, где получится. Случаются разовые съемки. Типа подмены оператора на чужом проекте или когда многокамерная история у коллег. А случается, что какое-то время сидишь без работы. Но мне так организовывать свою жизнь не тяжело, мне это подходит.

Что вы думаете по поводу подработки в качестве телеоператора?

Тут многое зависит от того, что подразумевается под работой телеоператором? Многие мои документальные фильмы показывались на канале «Культура». Я телеоператор? Я снимала и чисто, как мы говорим, «для телика», но все-таки это были передачи в документальной стилистике. Так что, думаю, все совместимо. Работа на ТВ кормит своей периодичностью, тогда как проекты с большой буквы могут быть редки.

Сколько получают операторы документального кино?

Гонорар оператора в нашей стране очень разнообразен. Благодаря отсутствию какой-то общей тарификации, профсоюзов и системе откатов. Я бы сказала — от 5 до 25 тысяч в смену. Зависит от проекта и вообще многих факторов. Есть, например, заказное корпоративное видео, когда для крупной компании делают фильм об их деятельности, — в этом случае могут выходить приличные суммы. А иногда мне озвучивают небольшой гонорар в скромном доке как окончательный — и мое дело либо согласиться, либо нет. Иногда по опыту чувствуешь, что названная сумма — это только первое предложение и есть смысл назвать свою сумму, выше. Хотелось бы сейчас не опускаться ниже 10 тысяч в смену. Кризис чувствуется, режиссеры и продюсеры часто давят, что кино, мол, не окупается, денег не приносит студии, работаем в убыток и так далее. Давай, мол, снимать по ставкам 5-6-летней давности. Бывает, что проект интересен сам по себе или предполагает интересное путешествие, работу с отличным режиссером. Тогда вопрос гонорара вторичен.