Наш портал спросил у операторов, может ли документальное кино быть источником постоянного дохода, стоит ли подрабатывать на телевидении и что изменилось в индустрии после кризиса.
Складывается у всех по-разному. Кто-то, возможно, четко ориентирован изначально на определенный вид съемок, но большинство операторов достаточно разносторонние. В процессе обучения и работы на первых проектах приходит некоторое понимание, куда тебя повело, чем хочется заниматься в профессии. Тут много зависит от случая. К примеру, хотел оператор снимать обезьянок в джунглях, а его позвали на музыкальный клип по знакомству. Снял хорошо, позвали еще, потом еще, и поехало — стал снимать клипы. Документальное кино как основная работа — это обычное дело. Если это нравится человеку, он преуспел, профессиональный потенциал раскрылся именно там — прекрасно.
У меня постоянного источника заработка нет. Бывают периодами проекты один за другим, искать не надо, появляется какая-нибудь компания, которая зовет работать более или менее регулярно. Бывают и период затишья. Между проектами работаешь, где получится. Случаются разовые съемки. Типа подмены оператора на чужом проекте или когда многокамерная история у коллег. А случается, что какое-то время сидишь без работы. Но мне так организовывать свою жизнь не тяжело, мне это подходит.
Тут многое зависит от того, что подразумевается под работой телеоператором? Многие мои документальные фильмы показывались на канале «Культура». Я телеоператор? Я снимала и чисто, как мы говорим, «для телика», но все-таки это были передачи в документальной стилистике. Так что, думаю, все совместимо. Работа на ТВ кормит своей периодичностью, тогда как проекты с большой буквы могут быть редки.
Гонорар оператора в нашей стране очень разнообразен. Благодаря отсутствию какой-то общей тарификации, профсоюзов и системе откатов. Я бы сказала — от 5 до 25 тысяч в смену. Зависит от проекта и вообще многих факторов. Есть, например, заказное корпоративное видео, когда для крупной компании делают фильм об их деятельности, — в этом случае могут выходить приличные суммы. А иногда мне озвучивают небольшой гонорар в скромном доке как окончательный — и мое дело либо согласиться, либо нет. Иногда по опыту чувствуешь, что названная сумма — это только первое предложение и есть смысл назвать свою сумму, выше. Хотелось бы сейчас не опускаться ниже 10 тысяч в смену. Кризис чувствуется, режиссеры и продюсеры часто давят, что кино, мол, не окупается, денег не приносит студии, работаем в убыток и так далее. Давай, мол, снимать по ставкам 5-6-летней давности. Бывает, что проект интересен сам по себе или предполагает интересное путешествие, работу с отличным режиссером. Тогда вопрос гонорара вторичен.