PricewaterhouseCoopers и «Ассоциация менеджеров» опросили 76 крупных российских и зарубежных компаний. Исследователи выяснили, что карьерные перспективы в России у женщин растут. Незначительно за год и выросла их доля на руководящих постах.
Сейчас женщин среди руководителей почти 40%, тогда как всего сотрудников женского пола в этих компаниях около 44%, пишут аналитические источники.
В 95% опрошенных компаний нет никаких ограничений на прием на работу женщин. Но дискриминация проявляется в другом – в росте специализации по гендерному принципу. Если, например, доля женщин среди главных бухгалтеров выросла до 93% по сравнению с 75% двумя годами ранее, то доля женщин-директоров по производству за тот же период сократилась почти вдвое. За три года стало меньше и женщин-президентов компаний: было 9%, стало – 3% (хотя в прошлом году их в опрошенных компаниях не было вовсе; возможно, это связано с изменением состава выборки).
По данным начальника отдела маркетинга Kelly Services Жанны Волковой, на крупных промышленных предприятиях по-прежнему существуют явная дискриминация при приеме на работу. Они отказываются принимать на руководящие посты женщин.
По ее словам, есть стандартные штампы работодателей, и на некоторые позиции предпочитают брать мужчин. Некоторые даже об этом откровенно пишут в своих должностных описаниях для кандидата. «Мы советуем клиентам воздерживаться от таких прямых указаний, по большому счету это противозаконно. Работодатель не может отказать кандидату по половому или возрастному признаку. Однако некоторые работодатели ограничивают поиск такими штампами. Но надо признать, что в некоторых областях это обусловлено спецификой рынка, например, IT, потому что в принципе в этой области больше специалистов-мужчин», — говорит Жанна Волкова.
По признанию респондентов PWC, женщины превосходят мужчин по исполнительности, адаптивности, умению выстраивать отношения с коллегами и ладить с начальством, пишет газета «Ведомости». Большинство респондентов (79%) отметили отсутствие различий в уровне вознаграждения у женщин и мужчин, занимающих одинаковые позиции в компании. В каждой же шестой компании признаются, что уровень вознаграждения у женщин ниже, чем у мужчин.
Среди программ для женщин наиболее распространен гибкий рабочий график (49%) и медицинская страховка для семьи и детей (30%). Возможность работать из дома один или несколько дней в неделю существует в каждой четвертой компании. Почти пятая часть компаний предоставляет страховое покрытие по беременности и родам. Среди программ, перечисленных самими респондентами, наиболее распространены: оплата части декретного отпуска (с гарантией возврата) и предоставление путёвок в летние детские лагеря. В 25% отпрошенных компаний не предоставляет дополнительных льгот или программ для женщин с детьми.
Деловая среда традиционно была «мужской» из-за своей жесткости, отмечает исполнительный директор «Ассоциации менеджеров» Сергей Литовченко. «Женщины с МВА будут в среднем показывать результаты хуже, чем мужчины со степенью МВА», — считает он. «Дело в том, что, в принципе, существует разрыв между зарплатами мужчины и женщины, независимо от наличия или отсутствия у них тех или иных дипломов. Мужчины, как правило, в среднем получают больше женщин, и этому есть свои объяснения. В деловой среде, а во многих культурах она традиционно мужская, из-за ее определенной жесткости и нацеленности на конкретные результаты, мужчины, как правило, лучше справляются с задачами. Отсюда возникает формирование мужской культуры, и автоматически – более высокие зарплаты. Кроме того, карьерные шаги у мужчин более динамичны», — говорит Литовченко.
По словам Литовченко, которые приводит Slon.ru, женщины в нашей стране зачастую менее динамично развиваются в карьерном плане из-за сложившихся культурологических особенностей.
Кризис осложнил женщинам-руководителям семейную жизнь: резко снизилось число компаний, хоть как-то помогавших своим сотрудницам, решившим завести ребенка. Возможно, это связано с тем, что и декретные отпуска заметно сократились: вдвое больше стало женщин, уходящих в отпуск меньше чем на год. Кризис – не время сидеть с детьми, думают менеджеры.