Разместить

В Европе каждый третий – инженер

По данным Исследовательского центра рекрутингового портала, инженеры стабильно входят в первую тройку рейтинга запросов работодателей.   Год от года приоритеты в выборе профессий у европейцев меняются, однако до сих пор инженерами остаются больше трети всего населения Европы с высшим образованием. Современный престиж этой работы за рубежом и в России прокомментировал житель Франкфурта-на-Майне Даниель Шнайдер, инженер-мехатроник.

— Насколько востребована в Германии эта профессия?

— В Германии острая нехватка инженеров, поэтому профессия высоко ценится. К соискателям предъявляются высокие профессиональные требования. Инженерам приписывают некую рассеянность и чудаковатость, но ведь для каждой профессии существует свой набор стереотипов.

Для меня найти работу после вуза было сравнительно легко, я остался работать там же, где я и подрабатывал во время учебы — мы с друзьями открыли собственную фирму. Это достаточно распространенный путь в нашей стране, потому что рассылать резюме — малоперспективная задача. Предприятия ставят высокие формальные критерии приема.

— В России традиционный путь поиска работы – через знакомства. Распространена ли такая практика среди немцев?

— Да, конечно. Обычно через знакомства можно гораздо большего добиться, чем если придешь с улицы. Потому что тогда тебя будут оценивать по знаниям и их возможном применении на рабочем месте, а не только по оценкам или формальным навыкам.

— Система обучения на инженера в Германии и России сильно различаются?

— Ну, я в России не учился, а значит, компетентно заявлять не могу. Но мне известно, что сейчас в наших странах вводят Болонскою систему обучения.

Я закончил учебу еще до начала этой реформы на моей Родине, поэтому за четыре с половиной года я получил звание «дипломированный инженер». Это звание находится где-то посредине между бакалавром и магистром. В России эту ступень, кажется, называют специалитет.

— Какие остались самые яркие воспоминания от вуза?

— Занятия в вузе подразделялись на две большие области — электротехника и машиностроение. Мне больше всего нравились курсы из области электротехники. Профессора, преподававшие их, были, и правда, несколько чудаковаты, зато в отличие от профессоров с противоположной кафедры — с юмором.

— Чем в своей профессиональной деятельности вы можете гордиться?

— Еще расскажу про свое обучение, если позволите. В рамках моей дипломной работы я разработал достаточно сложную электронную схему для одного старт-апа. Частью задания было придумать, как можно было бы ее оптимизировать так, чтобы схема поместилась на крошечной плате. Это было достаточно трудно, так как технические требования, казалось бы, исключали такую возможность. Находчивость при поиске решения проблем очень помогла справиться с этим заданием. И то, что готовый продукт на самом деле вышел на рынок, до сих пор заставляет меня гордиться собой.

— Какая в Германии существует мотивация для лучших работников?

— Традиционный набор мер поощрения. Думаю, что в России все точно так же —  бонусы и прибавки к зарплате, премирование дополнительным образованием или повышением в должности.

— Можете ли вы выделить какую-то страну, где ваша профессия особенно востребована,  и почему?

— Сложно сказать. Концепция профессии «инженер-мехатроник» происходит из Японии, там впервые в мире начали обучать работе на стыке машиностроения и электротехники, чтобы покрыть растущий спрос производств. Вообще, в любой стране, где используются сложные приборы, функционирующие на основе принципов механики и электроники, есть потребность в людях моей профессии.

— Что хотелось бы перенять у российских коллег или, наоборот, поделиться техникой и навыками с ними?

— В области информационных технологий, являющейся пограничной с моей профессией, есть много известных мне весьма компетентных русских. Так как я сейчас много работаю в области программного обеспечения и непосредственно электроники, у меня есть контакты с многими коллегами из России. Я полагаю, они являются выпускниками технических профессий, но я специально не спрашивал. Важны знания, а не то, как ты их приобрел.

— Есть ли у вас кумиры в профессии, которые заработали своим трудом огромный капитал?  

— Есть несколько людей, заработавших состояния на стартапах. Для этого нужно много изобретательности для решения технических задач и терпения, чтобы бороться с европейской бюрократией.

На протяжении вот уже трёх с половиной десятилетий старейший и наиболее известный в Германии социологический институт Алленсбахский институт демоскопии  регулярно составляет рейтинг престижности профессий. Германия — страна с большими инженерными и конструкторскими традициями. Поэтому профессия «инженер» обязательно включается в опросный лист.

Раз в несколько лет сотрудники института предлагают респондентам список из 18 видов деятельности. Они просят выделить пять наименований, которые вызывают наибольшее уважение. В 1966 году, когда Алленсбахский институт впервые провёл опрос на тему «Престижность профессий», труд инженера вызывал особое уважение у 41 процента жителей ФРГ. С тех пор его привлекательность в глазах немцев постоянно падала. В этом году лишь 22 процента опрошенных включили инженеров в список из пяти самых уважаемых ими профессий. На этом фоне крупные немецкие фирмы все настойчивее добиваются от правительства разрешения приглашать в страну из-за рубежа не только компьютерных специалистов, но и инженеров.