Разместить

Быть трудоголиком не модно

работа офис работник профессия карьера успех процесс

Специалисты по персоналу ожидают, что в будущем году у руководства многих российских компаний произойдет своего рода ломка стереотипов. Связано это будет с ростом потребности работников в гибком графике работы, более приспособленном к реальной жизни.

Популярность «яппи» — трудоголиков, работающих 26 часов в сутки, — резко уменьшилась за последние года полтора. «Люди стали больше зарабатывать, и у них, естественно, появилось стремление пользоваться этими деньгами, а на это тоже нужно время, — отмечает руководитель проекта HRM Анастасия Каслина. — К тому же после «ударных трудовых 90-х» многие не понаслышке сумели оценить значимость семьи и тыла. Поэтому спрос на гибкий график работы постоянно растет». Однако организовать такие условия труда для работника оказывается чрезвычайно сложно.

Работники не могут, начальники не хотят

«Многие работники хотели бы иметь гибкий график работы, но работодатели идут на его предоставление крайне редко, — отмечает коммерческий директор 3R (React Realize Recruit) Recruiting Company Инна Cуматохина. — Обычно поблажки делаются для менеджеров. Но такой шаг руководства скорее является исключением из общего правила. При прочих равных работодатель всегда выберет сотрудника, который будет работать полный рабочий день и не настаивать на гибком графике. К отдельной категории, впрочем, относятся торговые представители, которые по определению работают «в поле». Хотя и они должны «отмечаться» в конторе в начале и в конце рабочего дня».

«Такой привилегии, как гибкий график, удостаиваются «крайние» в иерархической лестнице: или высшие чины организации, но они часто пребывают в тяжелой зависимости от обстоятельств, или, наоборот, младший обслуживающий персонал, — говорит Анастасия Каслина. — К примеру, курьер сразу может устроиться на частичную занятость, допустим, по четным дням. Особый разговор о творческих специальностях, «вольных стрелках» и свободных художниках. Но здесь приходится мириться с тем, что вдобавок к гибкому графику работы они получают гибкий график доходов».

Гибкая система штрафов

Любопытна реакция руководства на попытки подчиненных организовать себе гибкий график труда. Компании, где эта возможность возведена в ранг корпоративной политики, можно сосчитать по пальцам. «Чаще это решается внутри отделов на индивидуальном уровне при общении с непосредственным начальником. Но все больше компаний, наоборот, приобретают системы учета рабочего времени, слежения за передвижениями сотрудников. Штрафы и иные санкции за опоздания очень распространены», — отмечает Анастасия Каслина. Часто из-за этого происходят корпоративные конфликты и увольнения.

«Проблемы возникают, когда внутренняя норма человека противоречит корпоративной, — продолжает руководитель проекта HRM. — В итоге люди чаще всего уходят из организации, в которой, как они считают, нечеловеческие условия труда. За примером далеко ходить не приходится. Посмотрите на своих друзей и знакомых и на то, насколько разнятся их привычки задерживаться на работе».

Жените трудоголика!

«Все зависит от личности непосредственного руководителя, — утверждает Инна Суматохина. — Хронический трудоголизм и сидение на работе до ночи редко рассматривается как общий корпоративный стиль. Чаще эта практика распространяется на отдельные подразделения. Сверхурочная работа не редко рассматривается в таких отделах, как проявление лояльности к руководству и компании в целом. Сотрудник как бы демонстрирует, что он готов сделать что-то на работе даже в ущерб личной жизни. Правда, в последнее время наблюдается тенденция к снижению распространенности этого явления. Все чаще считается, что человек, который задерживается на работе допоздна, просто не справляется со своими обязанностями. Вообще, эта форма трудоголизма более свойственна российским компаниям, нежели представительствам западных фирм. Связано это в основном с тем, что в наших компаниях не отлажена структура бизнес-процессов».

Коммерческий директор 3R Recruiting Company вспоминает недавнюю встречу с дамой, пришедшей в компанию в поисках новой работы. До недавних пор она работала личным помощником президента крупной компании, занимающейся страхованием и инвестициями. Руководитель любил задерживаться на работе до 4-5 утра и того же требовал от своего помощника. В какой-то момент дама не выдержала и уволилась. Любопытно в этой истории то, что через некоторое время после этого конфликта глава компании женился и стал проповедовать совсем другой стиль работы. Теперь рабочий день в компании заканчивается не позднее 18 часов.

Офис может быть мобильным

Как выяснилось, компания может извлечь немалую выгоду из свободного графика работы. Причина — дефицит и высокая стоимость арендных площадей в столице. С недавних пор в Москве появилась тенденция открытия так называемых мобильных офисов. Внедрение новшества связано еще и с тем, что в силу специфики своей работы некоторые категории работников проводят много времени вне офиса.

Выглядит «мобильная» работа так. Сотруднику выдается ноутбук и телефон с оплаченным трафиком. Он не имеет постоянного рабочего места и может работать дома, «в поле» или за любым свободным столом в своей же конторе. Вводя такую систему, компания экономит на затратах по организации рабочего места. Однако пока в Москве всего несколько примеров фирм, работающих по такой схеме. В основном это представительства западных компаний.

Менеджеры «страшно далеки» от своих подчиненных

Девять из десяти работников британских компаний говорят о том, что сохранение баланса между работой и личной жизнью является для них одним из важнейших приоритетов, в то время как знают об этом, по их мнению, лишь менее чем две трети менеджеров. Сами менеджеры среди самых важных факторов удовлетворенности от работы называют признание, заработную плату и стиль руководства. Таковы данные исследования, проведенного британской компанией MORI по заказу Randstad.

В целом выводы, к которым пришли авторы после анализа результатов исследования, связаны с растущей потребностью рабочего рынка Британских островов в гибком графике работы. «В последнее время тема баланса между работой и личной жизнью горячо обсуждалась во многих источниках информации, — отмечает управляющий директор компании Randstad UK Ханс Хугвин. — Как показывает наше исследование, она сильно волнует работников британских компаний. Настораживает тот факт, что менеджеры, по всей видимости, не в курсе, какие приоритеты имеются у людей, которых они нанимают, полагая, что главными мотиваторами для них остаются признание заслуг и стиль управления».

В ходе исследования авторы выяснили, что главными причинами, по которым люди берутся за временную работу, являются гибкий график работы и work-life balance. Тем не менее гибкая работа теряет часть своей привлекательности из-за беспокойства большинства сотрудников по поводу экономической нестабильности. Временная занятость, таким образом, не может подразумевать для работников уровень стабильности и безопасности, сравнимый с работой на постоянной основе. Лишь шесть процентов опрошенных заявили, что всерьез рассматривают возможность смены своей постоянной работы на временную.

Отдельная часть исследования Randstad была посвящена временным работникам, уровню их удовлетворенности своей работой и ключевыми причинами их ухода из сферы постоянной занятости. 70% временных работников заявили, что порекомендовали бы гибкое трудоустройство другим, а трое из пяти заявили, что к ним относятся так же, как и к постоянным работникам. Использование временных работников в настоящее время получает все большее распространение, но опрос показал, что один из шести менеджеров не знает, куда ему обращаться в случае необходимости поиска временного персонала.
Источник: www.uk.randstad.com , www.begin.ru

Я — трудоголик

«Известия» провели мини-опрос среди руководителей российских компаний, чтобы выяснить, каково их представление об оптимальном соотношении между работой и личной жизнью.

Владимир Дорохин, гендиректор «РОЭЛ групп»

— Безусловно, я трудоголик. И это наносит ущерб личной жизни. Понимаю, что это неправильно. Но я воспитан в советское время, когда человек до 40 лет должен был максимально отдать государству силы и знания. Но теперь буду больше времени тратить на семью, потому что после 40 лет начинается вторая фаза активной части жизни, когда надо заниматься воспитанием детей. Думаю, что они будут более адекватны.

Жесткого рабочего графика в нашей компании нет. Есть принятые рамки — с 9 до 18 часов, но кто-то из сотрудников начинает работать позже, кто-то — раньше. Во-первых, мы работаем с разными регионами, а во-вторых, у каждого сотрудника есть личные дела. Например, те, кто отводят детей в садик, приезжают на работу чуть позже. Сверхурочно в нашей компании работают, как правило, проектные менеджеры. Мы стараемся, чтобы они укладывались в отведенные 8 часов работы, но если у кого-то не получается, он остается, потому что работа должна быть выполнена. А для некоторых это просто стиль жизни.

Что касается конфликтов из-за того, что личная жизнь мешает работе или наоборот, то это скорее связано с психотипом сотрудника. Если человек умеет строить личную жизнь, то он, безусловно, выстроит коммуникации и внутри коллектива. Если он этому не научился, то неизбежен конфликт. Если личная жизнь вытесняет работу на периферию интересов, то надо сидеть дома и заниматься только личной жизнью.

Круглова Татьяна, генеральный директор группы компаний «ТАРГО»

— Конечно, на личную жизнь я трачу значительно меньше времени, чем на работу. Важно уметь так построить и наполнить личную жизнь, чтобы она приносила истинное удовлетворение. Ведь в конечном итоге от личной жизни зависит и уровень работы.

Рабочий день в нашей компании с 10.00 до 18.00. Однако если мы не укладываемся в поставленные сроки, приходится задерживаться на работе. Некоторые сотрудники приходят на работу и в 8.00, например, если хотят поработать в тишине, не отвлекаясь. Допоздна задерживаются в основном эксперты и юристы из консалтинговой компании группы «ТАРГО», а также декларанты брокерской компании, ведь машины с грузами, которые должны пройти таможню, не могут ждать.

Наша компания практикует введение гибкого графика, но это зависит от конкретных обстоятельств. Например, один наш сотрудник жил в Московской области и был вынужден приходить на работу на 1.5 часа позже, зато и позже уходил. Однако при любых обстоятельствах каждый сотрудник нашей компании готов выйти на работу, когда это необходимо.

Выбирая между сотрудником, который готов 24 часа в сутки «гореть» на работе, и тем, кто открыто демонстрирует, что личная жизнь для него важнее, я, конечно, предпочту первого. У сотрудников, чьи личные интересы превыше работы, карьерных перспектив нет.