«Компании срочно требуется уборщица. Соцпакет, два дня через два. З/п 27 тыс. рублей + возможность подработки от 10 тыс. рублей за 1 кабинет». Эту вакансию мы обнаружили в Интернете и ахнули: неужели в правда в Москве сейчас можно ТАК устроиться? Даже если уборщица возьмет всего два кабинета, будет иметь в месяц целых 47 тысяч. Причем подобных роскошных предложений неквалифицированной работы на рынке труда появляется все больше и больше. Портал решил выяснить, что стоит за этим явно некризисным позитивом
На первый взгляд никакого подвоха не было – объявление дало солидное, известное кадровое агентство. «Вакансия есть. Зарплата именно такая, – подтвердили по телефону. – Подъезжайте». И дальше все пошло гладко. В офисе агентства сказали, что вакансию дает отраслевой институт газа и нефти. Обучающих курсов проходить не надо, денег платить не надо. Заполняй анкету – и жди собеседования с работодателем. Выглядело это очень странно.
Как правило, заманчивые объявления являются откровенной «липой». Например, такое: «Бизнес-леди требуется на высокооплачиваемую работу всего три сотрудника. Доход 53–283 тысячи рублей. Беседую лично, Алевтина Михайловна». По нему мы тоже сходили (кстати, по одному адресу людей зазывали еще три «преуспевающих бизнесмена»).
Офис «бизнес-леди» оказался полуподвальным помещением. Искателей больших зарплат в столице немало – в очереди передо мной я насчитала 10 человек. И народ все пребывал.
После сорока минут ожидания в холл заглянула пышная дама бальзаковского возраста и попросила меня пройти за ней в небольшую комнатку, заставленную столами и стульями. Как выяснилось позже, за каждым столом восседали те самые «преуспевающие»: Евгений Егорович, Алла Леонидовна и кто-то еще. Все вместе они тестировали кандидатов.
– Что за работа? – спрашиваю.
– Мы представляем китайскую компанию, которая на мировом рынке существует уже не один десяток лет, – начала Алевтина Михайловна. – Если вы пройдете все этапы собеседования и будете отобраны для работы, считайте, что все ваши финансовые проблемы будут решены.
– А конкретнее можно: название фирмы, мои обязанности, фиксированная зарплата?
– Вам нужно будет заполнять бланки, в которые будете вписывать штрих-код товаров, идущих на продажу, – пояснила бизнес-леди. – За это вам будут платить
деньги. С вами заключают контракт.
– Какой оклад в нем будет прописан?
– Вы не поняли, в контракте уровень зарплаты вообще прописан не будет. У нас работа сдельная: сколько бланков заполнишь – столько и получишь.
В итоге выяснилось следующее: нужно заплатить 750 рублей. Затем прослушать трехчасовую лекцию (вроде бы бесплатно), а в дальнейшем – семинары. Повышающие квалификацию. Тоже платные. Но все эти мелочи сразу покроет зарплата, потолка у которой, по словам Алевтины Михайловны, нет.
Короче, лохотрон. Но как же быть с уборщицей?
Я дождалась звонка из кадрового агентства:
– Вынуждены вас расстроить. Институт принял на работу своего человека.
В институте, куда мы позвонили потом, этой историей были крайне удивлены.
– Никакой вакансии в кадровое агентство мы не давали, – ответил директор. – А зарплат таких у нас в природе не существует. Но на всякий случай подождите, я уточню в отделе кадров…
Выяснилось, что уборщица ВНИИ все-таки была нужна (сейчас штат уже укомплектован), но в кадровое агентство никто не обращался. Так в чем же смысл подобных вроде бы совершенно некоммерческих махинаций со стороны серьезных кадровых агентств?
– Кадровые агентства Москвы сейчас в тяжелом состоянии, поэтому готовы сражаться за любую вакансию. В этом случае ситуация скорее всего выглядит так: институт разместил объявление на сайте поиска работы напрямую. А в агентстве есть специальные люди, которые эти вакансии выуживают, затем находят людей по заявленным параметрам. После чего звонят работодателю и предлагают своих кандидатов за вознаграждение, например, в размере оклада сотрудника, – поясняет гендиректор кадрового агентства «компания Фрегат» Ольга Грушникова. – А поскольку на зарплату, скажем, 12 тысяч сотрудника нужно будет искать неделю, а на 27 тыс. + подработки достаточно нескольких дней, агентство намеренно завышает оклад, чтобы ускорить процесс.
При этом г-жа Грушникова подчеркивает, что агентство никоим образом меня не обмануло (за исключением уровня оклада), а более того – работало на свой риск. Даже без уверенности в том, что работа будет оплачена.
– Если бы речь шла о других, более престижных позициях, можно было бы сказать, что агентство выставляет такие вакансии, чтобы заполнить свою базу, – продолжает г-жа Грушникова. – Но в этой ситуации с вас денег не взяли, вакансия реально существовала, значит, – это не случай
мошенничества. Это просто способ выжить и хоть что-то заработать в кризисное время.
Ну если даже кадровому бизнесу в наше время, когда по агентствам бегают тысячи людей, нужно выживать за счет липовых уборщиц, значит, кризис и правда довел рынок труда до ручки.