Популярные работные порталы очень любят публикации на тему «Топ-10 раздражающих вопросов на собеседовании«. Набор, как правило, один и тот же: причины ухода с предыдущего места, карьерные прогнозы на ближайшие 3/5/10 лет и мотивы для работы именно в данной компании. По нашему мнению, список стоило бы дополнить не менее раздражающим «Ваш приоритет — карьера или личная жизнь?». Тем более что на первый взгляд этот вопрос кажется напрочь лишенным какой-либо смысловой нагрузки…
«Что для вас стоит на первом месте — карьера или личная жизнь?», — услышав такое, большинство кандидатов отреагируют либо глухим внутренним сопротивлением его очевидной бессмысленности («Работодателю больше спросить не о чем?»), либо подавленным негодованием («Ага, так я и сознаюсь, что работа для меня не на первом месте»), либо другими негативными эмоциями. Но действительно ли рекрутеры задают этот вопрос от отсутствия других или просто для проформы? Что они хотят услышать?
Внутренние интенции…
Любому из нас хотелось бы, чтобы жизнь протекала в балансе между карьерными устремлениями и семейным благополучием. Ставить семью на первое место — значит, жертвовать карьерой. Выдвигать карьеру — потерять, а возможно, не обрести семью. Решая дилемму, каждый старается выбрать для себя путь наименьших потерь (или наибольших приобретений — кому как нравится).
Вот любопытные данные исследования, проведенного в 2007 году международным рекрутинговым агентством Kelly Services, среди 3 тыс. жителей 7 крупнейших городов страны (в т. ч. Москвы и Санкт-Петербурга): для 46% респондентов соотношение работа-личная жизнь идет в пропорции 60/40 процентов времени. 33% опрошенных считают, что разумным соотношением будет 50 на 50. И лишь 10% респондентов готовы все свое время отдавать работе, полностью жертвуя личной жизнью.
И внешнее проявление
Совсем по-другому выглядела бы статистика, собранная из ответов кандидатов непосредственно на интервью. Очевидно, что вопрос «Что для вас приоритет: карьера или личная жизнь», при всем богатстве размышлений по этому поводу, вовсе не подразумевает открытое философствование перед работодателем. Подготовленные кандидаты, ожидающие на собеседовании вопросов «с подвохом», стараются давать на них нейтральные или так называемые «социально желательные» ответы. Но что считать «социально желательным» в данном случае? Какая фраза кандидата распахнет перед ним дверь в компанию (или, как минимум, на следующую ступень интервью)?
Чего хотят рекрутеры?
Все вопросы менеджеров по подбору персонала на собеседовании подчинены одной цели: понять, подходит ли кандидат на конкретную позицию в конкретной компании. Вопросы про жизненные приоритеты (и их разновидности с любым упоминанием словосочетания «личная жизнь») — не исключение.
Бытует мнение, что о подобных вещах спрашивают в основном женщин, так как именно представительницы прекрасного пола, в соответствие со сложившимся в обществе стереотипом, посвящают больше времени семье, менее амбициозны и нацелены на карьеру, чем мужчины.
Специалисты в области подбора персонала, а также сами соискатели «выводят» даже отдельные категории женщин, которые становятся предметом особенно пристального изучения HR-специалиста на предмет жизненных приоритетов. Это молодые бездетные женщины в первые пару лет после замужества (а вдруг уйдут в декрет?), молодые мамы с ребенком ясельного возраста (вдруг сотрудник будет постоянно брать больничный?), матери двух и более детей (когда уж им заниматься работой?), незамужние или разведенные женщины с детьми (ребенка оставить больше не на кого, значит, сотрудник будет мало думать о работе) и т. п.
Подробно расспрашивая о личном, HR-специалисты вовсе не стремятся проникнуть в тайны семейной жизни, им просто важно знать: сумеет ли сотрудник уделять работе столько времени, сколько требует данная позиция, и проявлять именно те качества, которые она предполагает. Потому и ответ на вопрос должен соотноситься с вакансией, на которую претендует соискатель.
Что касается конкретного вопроса «Что для вас приоритет — карьера или личная жизнь», то, как говорит специалист по персоналу Алина Паткина , «скорее всего, это провокация, и менеджер хочет знать, готовы ли вы, допустим, к ненормированному рабочему дню». Можно составить целый список факторов, которые были бы помехой ориентированному на семейные приоритеты сотруднику: переработки в вечернее, ночное время и по выходным, постоянные командировки, готовность постоянно быть на связи и по первому зову ехать в офис или на встречу с клиентом и так далее…
Что и когда говорить?
Вариантов ответа на поставленный вопрос, которые могли бы удовлетворить рекрутеров, может быть только два.
- Приоритет — карьера
одходит для амбициозных кандидатов, чья сфера деятельности — принятие самостоятельных решений и ответственности за такие решения. Это может быть и труд, от результатов которого зависит финансовое и имиджевое благополучие компании, и творческая работа, предполагающая полную самоотдачу и самопогружение в свою область, некую «зацикленность» на идее и ее воплощении. Вполне вероятно, что такой вид деятельности связан с вечным стрессом и переработками.
Отвечать таким образом на собеседовании могут соискатели на позиции управленцев разного уровня, руководителей проектов, менеджеров по работе с клиентами, креативных сотрудников рекламных агентств, бухгалтеров, корпоративных юристов.
- Все должно быть в меру
Подходит для неамбициозных исполнителей, чья задача — рутинный труд, спокойная, не требующая переработок деятельность, не предполагающая какой-то глобальной ответственности. Этот ответ для данной категории специалистов будет более желательным, чем предыдущий, поскольку карьеризм на рядовых позициях, не предполагающих скорого роста, будет скорее помехой, нежели движущий фактором в трудовой деятельности. Нереализованный карьерист может создать множество проблем в работе, в первую очередь коллегам и руководителю.
Отвечать данной фразой допустимо для соискателей на вакансии специалиста или ведущего специалиста в разных областях, секретаря, делопроизводителя, переводчика, аналитика, различных помощников и ассистентов.
Впрочем, подходить к ответу на этот и другие каверзные вопросы на собеседовании нужно всегда дифференцированно, не только в зависимости от вида позиции, но и, в первую очередь, от требований, которая предъявляет к вакансии определенный работодатель. Вполне может статься, что руководитель компании просто жаждет принять на работу амбициозного ассистента с намерением сделать его своим замом или компания ищет скромного маркетолога, который бы исполнял намеченные цели и установки и не предлагал новых идей. Именно поэтому при подготовке к собеседованию нужно учитывать не только советы рекрутеров, статьи на профильных ресурсах, но и мнение бывших и нынешних сотрудников, миссию компанию, озвученную на корпоративном портале и множество других нюансов, связанных со спецификой работы у конкретного работодателя.
Мнение одного кандидата
На собеседовании в одной крупной и очень известной компании соискательнице на позицию редактора задали данный вопрос.
«Возможны два варианта ответа, — рассуждает девушка. — Реальность и то, что надо сказать работодателю. В действительности я без вопросов выбираю личную жизнь. Но рекрутеру нужно преподать все так, как будто ты ищешь баланс, золотую середину. Я ответила так: конечно, личная жизнь важна для каждого человека. Но карьера тоже очень важна, это другой аспект моей многоплановой жизни. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы найти золотую середину, чтобы грамотно все сочетать».
Такой желательный ответ вполне устроил менеджера по подбору персонала, и соискательницу взяли на работу. «Это самый неправильный вопрос, который только может задать HR-специалист! — возмущается читательница. — Он глупый, сразу выдает узость мышления сотрудника HR-отдела. Эти две вещи нельзя противопоставлять, и задавать данный вопрос бессмысленно, поскольку все равно никто не скажет правду».