Кто такой рендер-артист? Что он умеет, сколько зарабатывает, чем вдохновляется и как им стать?
Рендеринг или визуализация — это финальный этап создания трехмерной графики. Компьютерная обработка изображения, в результате которой получается детализированная готовая картинка, — задача рендер-артиста или визуализатора. В чем заключаются обязанности такого специалиста?
Петр Михейченков, рендер-артист, анимационная студия «Паровоз». |
«Если простыми словами, то это работа с физическими свойствами материалов (отражение, рассеивание и т.д.), постановка освещения, настройка непосредственно самого рендера, чтобы получить оптимальную картинку за оптимальное время».
Ваграм Манукян, супервайзер отдела визуализации, Open Alliance Media. |
«Работа рендер-артиста включает в себя как художественные, так и технические аспекты.
В анимации художественная часть — это общая красота картинки, которая складывается из постановки света и композиции, по инструкциям арт-директора проекта. Как это делается? Рендер-артист берет анимационную сцену, где персонажи и окружение уже готовы к постановке освещения, и начинает устанавливать свет. Важно понимать, что неправильное местоположение даже одного из источников света может привести к серьезным дефектам фильма. В отличие от кино, где задача рендер-артиста состоит в том, чтобы повторить или воссоздать условия съемки отснятого кадра, в анимации нужно учитывать много параметров: траекторию движения персонажей (чтобы свет не «поехал» при перемещении героя в кадре), физические свойства объектов — материалы и их параметры. Например, отражения воды, ее прозрачность и многое другое.
Кроме того, визуализатор должен учитывать не только световой, но и теневой рисунок: сильный контраст между светом и тенью в дневном свете и отсутствие резких теней при пасмурном освещении, рассеянный свет при отсутствии прямого освещения и так далее.
Техническая часть — это все настройки самого рендера. Визуализатор анализирует финальный результат и задает параметры и настройки рендера индивидуально для каждой сцены так, чтобы изображение получилось качественным, а просчет не длился слишком долго».
Андрей Сергеев, render supervisor, Bazelevs. |
«Конечная задача рендер-артиста — выдать набор кадров для отдела постобработки (компоуза). Рендер-артист — это финальный рубеж трехмерной графики. Дальше начинается работа как в кино, снятом на камеру.
Получив задачу на рендер, специалист, в первую очередь, проверяет, все ли работает правильно в сцене, нет ли проблем с анимацией, собирает в один файл все финальные материалы от разных отделов (кэши, VFX, финальные ассеты вместо прокси и т.п.). Убедившись, что все работает как надо — настраивает сцену по эскизам художника (колорскриптам). На этом этапе ставится свет, проверяются материалы (текстуры и шейдера), и если что-то не так, вносятся правки».
Навыки и качества профессионального рендер-артиста
Работа визуализатора одновременно творческая и техническая. И если к первому аспекту этой специальности сложно предъявить осязаемые требования, то наличие второго позволяет составить вполне четкий набор характеристик профессионального рендер-артиста.
Андрей Сергеев: «В моем понимании, профессионал — это тот, кто имеет большой опыт в своей области деятельности. А значит — может найти быстрое решение внезапно возникающих проблем. В качестве основных навыков профессионального рендер-артиста я бы выделил следующие:
1. Художественный вкус. Человек, который работает с цветом и светом, должен иметь или профессиональное художественное образование, или опыт работы с подобными областями деятельности. Живопись или фотография, например. Зная, как ведет себя свет в реальной жизни, человек интереснее и качественнее сделает картинку и в кадре.
2. Внимательность. Поскольку рендер — процесс долгий и ресурсоемкий, переделки и правки крайне нежелательны. Поэтому нужно не только уметь предугадать и проверить результаты своей работы, но и отследить основные проблемы, которые могли возникнуть на предыдущих этапах производства.
3. Знание софта. Специалист всегда знает, что и какими инструментами можно реализовать. Как минимум, двумя способами».
Петр Михейченков: «Сама специализация находится на стыке между художественными и техническими аспектами. Например, работая с освещением, мы используем его как элемент художественной выразительности, но в то же время необходимо понимание физики явления, то есть того, как свет ведет себя при прохождении через те или иные материалы. Так что нужно быть и художником, и технарем одновременно».
Ваграм Манукян: «Профессиональный рендер-артист имеет глубокое понимание света и цвета, художественные навыки, вкус. Не менее важно знание технических настроек и разработки инструментов, которые не только упрощают, но и ускоряют работу. В отличие от рядового специалиста, который представляет конечный результат только после получения от арт-директора инструкции по освещению, профессионал легко справится со сложными анимационными сценами, потому что представляет финальный результат еще в начале работы».
Программы для работы
Autodesk 3DS Max | Autodesk Maya |
Houdini | Blender |
Zbrush | Photoshop |
Katana | |
Рендереры
Mental Ray | V-Ray |
RenderMan | Arnold |
Corona | MaxwellRender |
KeyShot | |
Андрей Сергеев: «Основные программы рендер-артиста — это пакет трехмерной графики, в которой собирается сцена, и рендерер, которым эта сцена будет считаться. Рендереры делятся на две большие категории — production и real-time. Первые в большинстве используются в производстве фильмов и мультфильмов, каждый кадр считается от нескольких минут до нескольких часов. Вторые дают менее точную в физическом плане картинку, но практически сразу. Между собой многие рендереры схожи, и научившись работать в одном из них, обычно достаточно просто перейти в другой при необходимости».
Максим Коннов, технический директор, анимационная студия «Паровоз». |
«Учиться можно где угодно. Начинать, а иногда и укреплять свой навык можно с помощью видеоуроков, которых в интернете полно как платных, так и бесплатных, а также на форумах и сайтах производителей софта, где есть множество подсказок для задач любого уровня сложности».
Ваграм Манукян: «В первую очередь, ознакомьтесь со всеми этапами создания компьютерной графики. Если вы решили остановиться на визуализации — уделяйте время художественному образованию, физике объектов и математике, читайте литературу о свете и цвете, параллельно изучая 3D».
Начало карьеры
Андрей Сергеев: «Вариантов начала карьеры несколько. Самый удобный, конечно, по знакомству. Но не у всех есть такие возможности и связи, поэтому я бы выделил два варианта начала карьеры:
1. Устроиться куда-то в хорошую студию джуниором. Из плюсов — всегда есть знающие люди, которые помогут по любому вопросу, есть перспективы роста, участие в серьезном проекте. Из минусов — много работы и мало денег.
2. Сделать самостоятельно небольшое, но качественное портфолио и устроиться в какую-нибудь небольшую фирму. Типа дизайн-студии. Из плюсов — более-менее нормальная зарплата, неплохое развитие знаний и навыков на собственном опыте, перспектива собрать хорошее портфолио и устроиться в более интересное место. Из минусов — немаленькие шансы нарваться на недобросовестного работодателя».
Петр Михейченков: «Начать стоит с наработки портфолио. В идеале нужно собрать шоурил — короткую минутную нарезку своих лучших работ. Просмотрев ее, потенциальный работодатель сразу может оценить уровень исполнителя».
Андрей Сергеев: «Как и любому специалисту, рендер-артисту полезно читать профильную литературу. Думаю, можно выделить несколько направлений:
- Общие журналы по компьютерной графике. Очень полезно видеть примеры качественных работ, читать опыт других людей. Это мотивирует.
- Хелпы и туторы по софту, который используется в работе.
- Книги по близким отраслям. Освещение в кино, предметная фотосъемка, лепка формы светом в масляной живописи и т.д. и т.п»
Ваграм Манукян: «В живописи я ищу вдохновение в работах испанского художника реалиста — Fernando Saenz Pedrosa. А в жизни — в преодолении сложностей, когда нахожу решение задачи, с которой столкнулся в первый раз».
Андрей Сергеев: «Источников вдохновения можно найти множество и совершенно в различных местах. Я лично люблю фотографию. Смотрю на работы других мастеров и фотографирую сам».
Максим Коннов: «Вдохновение должно подсказывать решение — вряд ли вы поймете, как ведет себя шерсть новорожденного кролика на битвах грузовиков-монстров… Но в целом — нужно просто смотреть на то, что нравится, ведь если рендер-артист это то занятие, которое вас увлекает, то смежные с ним произведения или события тоже будут вдохновлять! Это может быть фильм о трансформерах, нашпигованный спецэффектами, это может быть красивый 2D мультик с замечательным дизайном персонажей и прекрасной композицией кадра, это могут быть фотографии или реально наблюдаемые явления природы — что угодно».
Профильныe мероприятия
Андрей Сергеев: «Одно из крупнейших мероприятий по компьютерной графике — это CG Event. На него можно ходить, если хочется пообщаться с коллегами по профессии, услышать какие-то истории и личный опыт от людей из других студий, узнать последние новости, может быть даже найти вакансии. Также можно ходить по открытым урокам в разных студиях и школах (типа Scream School), иногда там читают лекции очень сильные специалисты, можно узнать много нового и полезного. Еще из источников вдохновения я бы назвал выставки современного искусства. Конечно, не каждая, но разного рода мультимедийные иногда очень впечатляют!»
Зарплата
Согласно вакансиям, опубликованным в открытых источниках, в Москве оклад рендер-артиста с опытом работы от двух лет в среднем составляет от 60—70 тысяч рублей. Средняя зарплата супервайзера визуализации — около 200 тысяч рублей.
Андрей Сергеев: «В зависимости от стажа и места работы, оклад лайтинг-артиста в среднем варьируется от 40 до 80 тысяч рублей. Это расценки по Москве, конечно. Я в свое время стартовал с 30 000 в маленьких дизайн-студиях. При хорошем раскладе и продвижении по карьерной лестнице можно добраться и до 150 000».
Ваграм Манукян: «За рубежом в среднем платят от 45 до 100 тысяч долларов в год. В СНГ — меньше. Конечно, все зависит от профессионализма специалиста. Знание цифрового композитинга и языков программирования, сказывается на размере заработной платы».
Супервайзер визуализации
Поднимаясь по карьерной лестнице, рендер-артист может стать руководителем своего отдела — супервайзером визуализации. Что это за позиция? Какими качествам нужно обладать и чем именно придется заниматься на этом этапе?
Андрей Сергеев: «Каждый рендер-артист видит мир по-своему, у него собственный подход к работе и инструментарий. Но на производстве это не всегда идет на пользу, если нужно объединить в одном проекте несколько специалистов. Для таких целей и существует супервайзер визуализации. Главная его задача — наладить производство так, чтобы все смогли работать более-менее одинаково и успевать в сроки. Для этого он должен уметь не только делать все то, что делает обычный рендер-артист, но и оптимизировать рабочий процесс различными способами, брать на себя ответственность в критических ситуациях, отслеживать состояние дел, следить за сроками и решать проблемы, возникающие внутри отдела».
Максим Коннов: «Желательно, чтобы рендер-артист, конечно же, был многосторонне развитой личностью, ведь знания о реальном мире помогают лучше анализировать мир виртуальный: видеть нестыковки, различия, понимать причины ненатуральности увиденного, понимать, что зритель воспримет за чистую монету, а что нет. И очень важно, чтобы рендер-артист имел представление о деятельности тех людей, с которыми ему придется взаимодействовать в коллективе, ведь от этого зависит результат и качество продукта, скорость его производства и успех. Поэтому нужно знать немного о композе, немного о 2D-арте, немного об анимации и так далее. Если человек знает обо всем этом много, этот человек уже претендует на супервайзера».
Ваграм Манукян: «Прежде всего, супервайзера отличает ответственность за результат в части визуализации. Супервайзер распределяет работы между сотрудниками, следит за качеством картинки фильма, чтобы не было таких дефектов, как разница материалов и освещения на одном и том же объекте, шумов. Для обеспечения качества и эффективности рендера — следит за временем просчета кадра, разрабатывает необходимые проекту новые инструменты и подходы».