Что это за профессия? Чем занимается арт-директор в онлайн-издании? Что он должен уметь и нужно ли ему специальное образование?
Новые медиа растут и развиваются, с ними “прокачиваются” арт-директора. Если 10 лет назад можно было спокойно работать над одним-двумя печатными журналами, то сегодня издания ушли в интернет — без понимания, что такое адаптивный дизайн, мобильные версии, форматы соцсетей, не обойтись.
Как этому научиться? Арт-директор JetStyle, Ridero.ru и сайта самиздата «Батенька, да вы трансформер» Дарья Прокуда считает, что для этого не стоит зацикливаться на одной специальности. Нужно знать и уметь разное, быть универсальным, читать другие издания, понимать, кто и почему крутой в своей сфере, постоянно мониторить происходящее.
Дарья Прокуда, арт-директор издательского сервиса Ridero.ru, диджитал-агентства JetStyle, нового сайта самиздата «Батенька, да вы трансформер». Окончила магистратуру УралГАХА, студию Product Design. |
«Почти десять лет я занимаюсь дизайном, из них лет семь в вебе. Как я стала арт-директором? Всегда стремилась быть больше, чем просто дизайнер: брала на себя обязанности и ответственность, успевала делать десять дел, потом у меня появился стажер, обучение начало давать свои плоды. К моей должности меня привели много работы, помноженной на ответственность за результат и людей, которых учишь, стремление учиться самой и делиться, азарт в решении новых задач и, несомненно, любовь к своему делу».
Основные понятия
Арт-директор отвечает за визуальный облик издания или отдельного медиапроекта и креативную реализацию идей. При этом, по мнению главы службы дизайна компании Ценципер Михаила Сметаны, для медийного арт-директора критически важно понимать, что он является визуальным редактором издания и его работа не сводится к декорированию контента.
Михаил Сметана, глава службы дизайна компании «Ценципер». В разные годы был: дизайн-директором института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», арт-директором компании «Афиша-Рамблер-СУП», главой службы дизайна компании Rambler&Co. |
«Задача арт-директора — вместе с остальной редакцией рассказывать истории своим читателям. Важно понимать предмет интереса своего медиа, находиться в контексте новостной повестки и знать ньюсмейкеров в лицо. Медийному арт-директору должно быть интересно читать другие медиа, прежде всего — лучшие в индустрии. Понимание того, как работают коллеги, вместе с пониманием задач своего издания помогут рассказать свою историю наилучшим образом и создать уникальный образ издания».
Дарья Прокуда: «Обязанности… Мне кажется, правильнее исходить из того, что дизайн, который мы создаем, должен быть актуальным, консистентным и действительно должен работать. Именно за это я отвечаю: снять постановку на дизайн с заказчика, понять, что ему нужно, проконтролировать качество выполнения работы на всех этапах и помочь другим дизайнерам, параллельно прокачивая их слабые и сильные стороны».
Навыки, знания, опыт
Должен ли арт-директор уметь рисовать и нужно ли ему это вообще делать? Эти вопросы постоянно вызывают споры в профессиональной среде. Все зависит от типа издания, состава команды, работающей над визуальными решениями, внутриредакционной организации и так далее. Но есть навыки и знания, которыми медийному арт-директору обладать необходимо.
Дарья Прокуда: «Нужно понимать, как строится и работает сайт, а значит, важно знать возможности команды разработки, новые инструменты и технологии. Основы верстки пригодятся для упрощения коммуникации.
Также арт-директор должен держать в голове и делать все, что связано с непосредственной зоной ответственности. Я говорю про основы композиции и графики, умение работать с палитрами и цветом, насмотренность, сохранение консистентности и чувство прекрасного. И да, нужно знать специфику отображения изображений в соцсетях и прочее.
Уметь рисовать — это большой плюс, но я не хочу кричать, что это строго обязательно. К тому же, я думаю, что научиться рисовать может любой человек, если запасется терпением, старанием и временем».
Михаил Сметана: «Нужно знать основы редакторского дела, знать фотографию и разбираться в ее жанрах, понимать типографику. Критически важно понимать, как пользователь потребляет контент, какими каналами предпочитает пользоваться и как работают поисковики. Хорошо понимать, как устроена техническая часть процесса публикации, какие возможности и ограничения существуют на фронтэнде и как устройство бэкэнда
Как создавать тренды
Дарья Прокуда: «Дизайн должен жить долго — в нем должны быть идея, концепция и душа. Создавать не просто интерфейс, но буквально живой продукт, со своей историей — думаю, это главный тренд в нашем деле.
Например, когда я работала над созданием сайта самиздата «Батенька, да вы трансформер», самым важным было придумать, как будут жить вместе история о Теодоре Глаголеве, философия и миссия Ордена Постапокалипсиса и те статьи, что описывают безумие нашего мира. Важно было заставить интерфейс сайта не только определенным образом выглядеть (и решать поставленные задачи), но и говорить. Так родился общий стиль, который опирается на аристократизм газет 20-х годов, имеет выдержанные пропорции, но при этом имитирует подтеки оттисков печатных станков первой половины XX века. Плюс от этого стало понятно, что нам нужен особенный шрифт, и мы разработали такой, специально под проект».
Советы начинающим от Дарьи Прокуды
- Смотреть и изучать новое, учиться видеть связи, находить главные идеи.
- Слушать других. Общаться. Делиться знаниями и впечатлениями.
- Никогда не останавливаться, стремиться, любопытствовать, лезть во все части, которые касаются твоего проекта.
- Быть четким: видишь задачу, тащишь ее, берешь ответственность, отвечаешь за людей и то, что получится в итоге.
- Нужно быть готовым много фигачить и не фрустрировать. Встречать каждую проблему в свете нерешенной задачи, которую надо решить.
- Быть за свое любимое дело и быть в нем. Полностью.