Разместить

Проблемы и рецепты трудоустройства в сфере кино- и телепроизводства

Собрали вопросы для экспертов круглого стола по проблемам трудоустройства в сфере кино- и телепроизводства за полтора месяца. Всего было получено около 2000 вопросов, самые острые и касающиеся состояния кадрового рынка кино- и телепроизводства в целом, прозвучали во время круглого стола.

Задала тон мероприятию, отвечая на вопрос о том, в каких специалистах заинтересованы работодатели на данный момент в сфере кино- и телепроизводства, Ирина Кемарская: «…работодатели в сфере телепроизводства заинтересованы в людях, которые умеют работать в формате. Это самое главное требование, которое есть на сегодняшний день. Дефицит в специалистах огромный, текучесть кадров гигантская. … Я подбирала специалистов для телеальманаха «Галилео» — за 4 года через мои руки прошло около 2 тысяч человек. Осталось примерно двадцать».

Режиссер, сценарист, представитель филиала Нью-Йоркской академии киноискусства в Москве Михаил Фатахов дополнил: «Всегда, и во всех странах есть дефицит в идеях – хороших проектов мало, и талантливых людей, как мы знаем, очень мало. Но дефицит в творческих специалистах есть еще и по такой причине, что у всех складывается  ощущение, что можно начать работать в кино или на телепроизводстве, не обучаясь».

К проблеме обучения и дефицита профессиональной подготовки специалистов для кино- и телепродакшна в своих выступлениях обратились все участники мероприятия.

Продюсер компании СТВ Александра Ремизова: «У нас на производстве фильма работает бOльшая часть не получивших специального образования».

Директор по кадрам компании «Главкино» Дмитрий Яковлев: «Мы нацелены на киноиндустрию 21 века, но специалистов, работающих со сложным оборудованием, с серьезными компьютерами, аппаратными, монтажными – их просто нет. Мы готовы обучать специалистов, развивать, что греха таить, – перекупать, создавать более комфортные условия. Но очереди к нам не стоят, к сожалению».

Следующий, не менее острый вопрос коснулся самых дефицитных специальностей в Production на сегодняшний день. По словам Александры Ремизовой, в кинопроизводстве сегодня не хватает режиссеров монтажа и вообще специалистов постпродакшна. Дмитрий Яковлев добавил, что существующие профессионалы постпродакшна – пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить их всех пофамильно – никогда не остаются без работы. И, видимо, в ближайшее время не останутся. Татьяна Беличенко – директор производства компании АМЕДИА – отметила, что в телевизионном производстве самый больной вопрос – сценаристы и редакторы«Сценаристы могут сказать – да, я знаю, как я напишу эту историю, я знаю, как она начнется и чем закончится.  Если есть история – это 75 процентов успеха. Но ее еще нужно умело выстроить. Для этого нужны редакторы. Редакторы – это люди, которые помогают сценаристу создать историю. Не пишут за него, а именно направляют в нужное русло».

К разговору о нехватке сценаристов подключилась Ирина Кемарская: «Сценаристы сейчас не универсальная профессия, они расслоились очень сильно. 5-6-7 лет назад мы вообще не задумывались о нужде в сценаристах. Считалось, что на телевидении сценаристов вообще нет, они остались в кино. Но сейчас это крайне востребованная профессия, которая выглядит совершенно по-разному. Для неигровых программ – один тип сценаристов, для длинномеров – длинных дневных телероманов — другой тип сценаристов, способных работать в команде, с определенными профессиональными характеристиками, для вертикальных сериалов – третий тип. Есть «сюжетчики», есть «диалогисты», есть «шоуранеры»… Сценаристы расслаиваются очень сильно, и каждая узкая специализация требует своей подготовки, и страдает огромным дефицитом кадров. Основой дефицита сценаристов является отсутствие правильно поставленной системы подготовки и специализации по форматам».

На вопрос о том, влияют ли ожидания  второй волны экономического кризиса на производство, большинство спикеров предпочли не отвечать, но было отмечено, что признаком кризиса можно назвать то, что сейчас практически никого не берут в штат: люди набираются на проекты. Потом, когда продюсер формирует свою команду, люди с ним идут и делают с ним следующие проект за проектом. Татьяна Беличенко (АМЕДИА) отметила, что они готовы брать в штат только высоко квалифицированных редакторов.  По словам Дмитрия Яковлева, даже в сложном 2008 году фильмы снимались и выходили: «Если идея прекрасна, она всегда найдет дорогу».

Нина Ромодановская подвела итог кризисным прогнозам: «Экономический кризис, конечно же, влияет на объем. Безусловно, снимаются отдельные фильмы, которые получили финансирование «до», но общий объем, конечно же, сокращается, это очевидная истина. Что касается признаков второй волны кризиса – на начало весны их нет, скорее всего, несколько позже это «аукнется». Уже есть некоторые признаки».

Наибольший отклик среди аудитории вызвало обсуждение вопроса о том, что рынок узкий, а на работу в кино и телевидение берут  «по знакомству».  Практически все спикеры согласились с тем, что на работу они предпочитают брать людей по рекомендациям. Правда, в процессе диалога выяснилось, что каждый вкладывает в понятие «протеже» свой собственный смысл.

Екатерина Осипова: «Да, мы берем людей по знакомству. Но, с другой стороны, у меня был опыт работы со специалистами, которых я нашла через социальные сети. Люди вступают в тематические группы, в том числе группы, посвященные теле- и кинопроизводству. Вы туда можете вступить, даже если вы никого не знаете из этой группы, они все открыты».

Михаил Фатахов: «Кино – это такая вещь, которая делается один раз. Съемочная группа собирается на один раз. И режиссер, и продюсер должны быть уверены, что все люди, а в съемочной группе может быть 200 человек, сделают свою работу качественно. Как можно понять по резюме, хорошо человек работает или нет? Поэтому система знакомств как раз и существует. Выбираешь оператора – значит, с ним выбираешь осветителей, выбираешь художника – с ним выбираешь всю бригаду, а там шесть разновидностей. Выбираешь одного – он приводит с собой десяток».

Ирина Кемарская резюмировала сказанное коллегами:«Да, по знакомству человек попадает в компанию. Дальше он работать не может по знакомству. Потому что ни один человек не оставит плохого работника, даже если он пришел по знакомству. Если этот человек не выполняет свои функции, остальные должны работать за него. Мы все настолько перегружены, что это никому не нужно».

Отдельное время эксперты посвятили детальному обсуждению типичных ошибок, которые соискатели делают в своих резюме при поиске работы, а затем удивляются, раз за разом не получая ответа.

Нина Ромодановская: «Вопрос очень больной. Я как работодатель очень часто с этим сталкиваюсь. Как показывает практика, далеко не все очевидно людям в резюме. И когда я получаю резюме, например, на вакансию журналиста-обозревателя, а человек пишет в списке работ «бэби-ситтер», я всегда задаюсь вопросом – а зачем мне это? И что человек ищет – работу бэби-ситтера или журналиста-обозревателя?»

По словам Ромодановской, бич резюме – неправильное оформление и невнимательность, с которой соискатели относятся к тому, что отправляют на конкретную позицию: «Резюме крайне плохо оформлены, без понимания того, какая работа ищется, для чего она. Присылают на одну вакансию, указывается в названии совершенно другая… Резюме – это тот момент, с которого надо начинать, отправная точка».

Также в ходе круглого стола были затронуты темы стажировок, молодых специалистов, курсов повышения квалификации и многое другое.

Share with: