Продуктовый дизайнер — относительно новая на рынке профессия. Этот человек занимается продвижением виртуального продукта. Чем он отличается от обычного дизайнера, сколько зарабатывает и где можно овладеть знаниями и навыками продуктового дизайнера? Об этом нам рассказали три успешных специалиста.
Продуктовый дизайнер — это человек–оркестр. Он и художник, и аналитик, и менеджер, и программист в одном флаконе. Этот специалист устанавливает взаимодействие между интернет-пользователями с IT-продуктом. Задача продуктового дизайнера — создать удобную информационную систему и проработать сценарии ее взаимодействия пользователя с сайтом. Этот специалист делает все, чтобы продукт был прибыльным, а пользоваться приложением или сайтом было удобно и легко.
Аркон Елизаров, продуктовый дизайнер. Работал дизайнером в Ultimate Guitar, запускал стартап по ФРИИ, последние два года руководит отделом разработки интерфейсов в «Фабрике лояльности». |
«Продуктовый дизайнер отвечает за продукт и его развитие, определяет, каким он должен быть, участвует во всех этапах его создания — от идеи до выхода на рынок. Продуктовый дизайнер видит продукт одновременно глобально и в деталях, держит в голове огромное количество информации — он и генератор идей, маркетолог, проектировщик, тестировщик и аналитик».
Александр Харченко, креативный директор Wachanga, продуктовый дизайнер Savefrom.net. Серийный стартапер, выпускник ФРИИ. |
«В обязанности продуктового дизайнера входит комплекс задач, как на автомойке. Начиная от прототипирования, придумывания фич (сленговое обозначение какой-либо необычной функциональности или возможности), непосредственно дизайна и анимаций, заканчивая анализом метрик (инструмент веб-аналитики, который помогает получать наглядные отчеты, видеозаписи действий посетителей, отслеживать источники трафика) или, как минимум, общением с аналитиком».
Владимир Зимин, дизайнер интерфейсов в Альфа-Банк. Работал ведущим проектировщиком интерфейсов в компании «UIDG». |
«Одна из ассоциаций со словом «дизайнер» — красивые картинки. Продуктовый же дизайнер скорее выступает в роли инженера, чем оформителя, а красивые картинки это всего лишь один из способов коммуникации с командой разработки. Если дизайнер умеет доносить свои решения разработчиками без картинок, то в них (в картинках) нет необходимости. Это нисколько не отменяет требования делать красиво, аккуратно, быть внимательным к деталям, так как целевым продуктом будут пользоваться люди.
Цель работы дизайнера цифрового продукта — работающий продукт, которым пользуются люди. Знания и навыки продуктового дизайнера, очевидно, должны способствовать достижению этой цели. Обязанность продуктового дизайнера — сделать жизнь клиента лучше».
Навыки и качества продуктового дизайнера
Аркон Елизаров: В первую очередь дизайнеру нужно хорошо знать людей, понимать, как они устроены и как думают, для этого нужно уметь их слушать. Также нужно уметь работать в команде, быть смелым, обладать широким кругозором и непреодолимым желанием во всем разобраться. Хороший специалист во всем должен уметь видеть проблему. Она может быть любой — в отсутствии какого-то продукта или в несовершенстве его работы. Проблему нужно заметить, понять и ликвидировать.
Также продуктовому дизайнеру пригодятся организаторские способности и умение руководить людьми. В некоторых компания он координирует деятельности дизайнеров другого профиля. Продуктовый дизайн — это вообще другой мир, и ответственность дизайнера намного больше. Это реальный бизнес, тут за каждой твоей ошибкой стоят большие деньги, и ощущения совсем другие.
Александр Харченко: Продуктовый дизайнер выполняет каждый день множество задач. Я координирую работу иллюстраторов и контент-менеджеров. У меня нет каких-то рутинных задач, которые изо дня в день повторяются. Каждый день все по-новому. Например, сейчас мы делаем новое приложение, и есть функционал, вокруг которого надо создать интерфейс.
Начинается все с прототипов. Это могут быть просто наброски на бумаге или близкие к финальному виду картинки, собранные в рабочий прототип в Marvel или Invision. Этот прототип необходимо прогнать через живых людей, посмотреть на реакцию. Реакция пользователей анализируется, и вносятся правки. Если продукт уже на рынке, проводятся тесты на небольшой процент аудитории, раскатываются новые страницы, измеряются конверсии, по результатам опять же вносятся изменения.
Владимир Зимин: Дизайнер должен уметь определять потребности пользователей, находить, что у людей «болит». Это можно сделать, например, через глубинные интервью, полевые наблюдения, анализ статистики и обращений в службу поддержки, юзабилити-тестирования, опросы. Все зависит от конкретной задачи. На этом уровне должна хорошо работать суперспособность дизайнера — эмпатия, то есть умение поставить себя на место другого человека, сопереживать ему.
После того, как «боли» пользователей найдены, дизайнер разрабатывает «лекарство». Причем решением может оказаться не только интерфейс или сайт, но и отказ от какой-то функциональности, изменение процессов работы компании или что-то еще менее тривиальное. Тут очень важно тестировать продукт с клиентами и снимать с него метрики. Только так дизайнер сможет понять, работает ли продукт, классно все получилось или нет, и принять решение, что с этим делать дальше.
Сейчас спрос на продуктовых дизайнеров в больших компаниях достаточно высокий и в ближайшее время будет только расти. Причем учитывайте, что требования к такому специалисту постоянно эволюционируют. Если раньше дизайнеру было достаточно владеть фотошопом, то сейчас это мультидисциплинарный специалист, который проведет исследование, спроектирует интерфейс, сверстает его и протестирует, скоммуницирует с командой и решит возникшие по пути проблемы. А потом сделает всё это снова. И снова.
Как стать профессионалом?
Аркон Елизаров: «Лучший способ стать дизайнером — сделать хорошо какую-нибудь штуку и показать ее тем, с кем вы хотите работать. Начинающие дизайнеры любят показывать красивые картинки продуктов, которыми никто никогда не пользовался в реальной жизни. Это не работает. Хороший дизайн проверяется только на людях».
Александр Харченко: « Есть мнение, что школы и различные курсы не успевают за прогрессом. Учиться лучше на реальных проектах. Неплохо работают акселераторы, например, ФРИИ».
Владимир Зимин: « В последнее время появилось много курсов и школ, где учат продуктовому дизайну. Но быстрее и эффективнее всего дизайнер растет, наступая на грабли во время работы над реальными продуктами. Если нет опыта, то можно напроситься на стажировку почти в любую компанию. Да, далеко не факт, что за это заплатят, но это очень ценная инвестиция в дальнейший рост в профессии.
Серьезно — просто берете и напрашивайтесь. На свою первую серьезную работу я именно так и устраивался: 4 месяца писал в аську генеральном директору компании с просьбой взять меня на стажировку».
Личный опыт
Аркон Елизаров: «Я начинал дизайнером рекламы и сайтов в кемеровском городском портале — это было 10 лет назад. Работал там два года, потом еще три года поработал в студиях. В 2013 переехал в Калининград, мне написали ребята из Ultimate Guitar и позвали с ними работать.
Еще через два года приятель открыл для меня мир стартапов, и мы уехали в Москву во ФРИИ со стартапом, но не нашли рынок. В стартапах ответственность еще больше, тут нужно принимать решения на огромных скоростях, и накал страстей еще выше
Сейчас работаю в «Фабрике лояльности», делаем мобильные приложения для сервисов и CRM для маркетологов, 500 клиентов в 11 странах мира, мы активно выходим на американский рынок, где всю атмосферу стартапа можно умножать еще на пять».
Александр Харченко: «Я сам специально нигде не учился. В университете делал сайты для знакомых. Верстал на таблицах. Осознав свою никчемность в этом вопросе, решил, что лучше буду рисовать в фотошопе дизайн. Попробовал. Люди за это были готовы платить. Сделал вывод, что получается неплохо. Потом был свой стартап, когда этого слова еще никто не знал, потом появилась своя студия ».
Владимир Зимин: «Я всему учился и продолжаю учиться в процессе работы. Другого вменяемого способа я не знаю. Но это совсем не значит, что на работе учат. Ни фига.
Огромный объем знаний придется впитывать и интерпретировать самостоятельно. Более того, почти все классные дизайнеры, которых я знаю, — самоучки. Если при этом попасть в правильную среду, то вокруг окажется очень много людей, готовых помочь. Было бы желание».
Источники вдохновения
Аркон Елизаров: «Больше всего на свете меня вдохновляет, когда что-то сделано плохо. Раздражение от того, что где-то в мире что-то работает неправильно, — лучший двигатель для прогресса».
Александр Харченко: «Вдохновляюсь фильмами про будущее. Из последнего «Бегущий по лезвию». Жду полнометражку».
Владимир Зимин: «Ищите вдохновение во всем. В окружающих людях, в новых впечатлениях, в картинках на Pinterest и так далее. В общем, внимательно смотрите по сторонам».
Книги
Элияху Голдратт «Цель. Процесс непрерывного совершенствования» | «Rework. Бизнес без предрассудков» | Роберт Фитцпатрик «Спроси маму» | «Теория ограничений Голдратта» |
Алан Купер «Психбольница в руках пациентов» | Виктор Папанек «Дизайн для реального мира» | Эрик Рис «Бизнес с нуля» | Оливер Сакс «Человек, который принял жену за шляпу» |
Зарплата
Александр Харченко: «Зарплата зависит от проекта, конечно же. В регионах меньше. Москва побогаче. Хотя, наверняка, есть исключения».
Владимир Зимин: «Средняя зарплата по hh.ru 150 000 — 170 000 ₽/мес. На такую сумму вполне может претендовать опытный специалист в крупной компании».