Ничего особенного не случилось. Просто вы не в духе. Восточная пословица ‘Человек создан для счастья, как птица для полета‘ кажется вам как никогда высокопарной. Жизнь состоит из обязанностей, обязательств, вечных долгов перед всеми, которые вечно не успеваешь отдавать, а праздники скучны и однообразны. ‘Депрессия!‘ — заключают особо чувствительные. Словцо это чем-то греет — не просто встал не с той ноги, а ‘депрессия‘, на которую можно пожаловаться близким. Однако близкие выражают какое-то уж очень дежурное сочувствие. Как же вы одиноки! Одиночество плюс депрессия — теперь вы словно на краю черной ямы, надо срочно что-то предпринять. Только вот что?
Для начала забудьте слово ‘депрессия‘. Между плохим настроением и тяжелым психическим заболеванием нет ничего общего, у них разные механизмы возникновения. Серенькую полосу в жизни надо просто пережить. Махните рукой на долги и обязательства и езжайте куда глаза глядят. Подойдет берег озера, домик у бабушки в деревне, недельный тур по Европе. Не выходит? Тогда садитесь на велосипед и крутите педали. Или поставьте кассету с любимым фильмом и пролейте слезу над чужой драмой. Или откройте томик стихов, которые знали наизусть в юности, — знакомые строчки помогут обрести душевное равновесие. Не помогает? Тогда ложитесь спать, не изводя себя попусту мрачными мыслями. Утро вечера мудренее.
Выкинуть из головы
Вы потеряли кошелек, услышали о себе гадость, вас обхамили на оптовке или отменили электричку, на которой было так удобно доезжать до дачи. И ничем горю не поможешь. Кошелек не вернут, с обидчиком отношений не выяснишь, расписание поездов не в вашей власти. Остается как можно скорее выбросить неприятности из головы. Отнестись совсем индифферентно не получится. Надо сказать себе: ‘Переживаю ровно один день и ни минутой больше!‘ Не выйдет? А вы попробуйте. Тут сработает принцип будильника, когда программируешь себя, например, на подъем в семь утра. Чем вы хуже компьютера?
Никто меня не любит
Вы уныло констатируете: ‘Мне всегда не везет‘ или ‘Меня никто не любит‘ и начинаете искать доказательства. Вы не стали ни Ротшильдом, ни голливудской звездой, ваше положение на лестнице успеха можно оценить на четверочку с минусом или на тройку с плюсом. Да и в частной жизни не преуспели. Улыбки коллег кажутся фальшивыми, звонок друга только подтверждает ваше открытие — ему нужен ваш принтер, а так бы сроду не позвонил. Дома от вас тоже постоянно чего-то ждут, даже ребенок первым делом интересуется, что вы ему принесли. Малейшее событие, любая реплика служат доказательством облюбованной вами мысли: никто не любит! И тут вы начинаете оплакивать себя.
Нет лучшей пищи для негативных эмоций, чем жалость к самому себе. Это дракон, который питается сплошной ‘чернухой‘. Настроившись на эту волну, человек все на свете воспринимает как личную обиду и ежеминутно растравляет душевные раны. Даже радостное событие он воспринимает как исключение, подтверждающее правило: ему не везет и он никому не нужен. Если вы стали замечать, что все чаще вам жаль себя до слез, — это тревожный симптом. Нужно срочно сделать поворот на 180 градусов. Неужели вам некого пожалеть, кроме самого себя? Разве вы так бездушны? И потом, где ваше чувство юмора? Измените угол зрения и попробуйте взглянуть на вещи с другой стороны. Вот если бы вы были голливудской звездой, у вас наверняка был бы уже четвертый или пятый брак, и тогда вы утверждали бы с полным на то основанием: ‘Меня никто не любит!‘
Гордиев узел
Неприятности валятся как снег на голову. Даже смешно, что вы переживали из-за такой ерунды, как отмененная электричка! Только справишься с маленькой бедой — подступает крупная. Тут ничего не остается, как развязывать узелок за узелком и ждать, когда злой рок отстанет от вас. А он обязательно отстанет. Важно только не сорваться, не испортить отношений с окружающими в черную полосу.
Никто не требует, чтобы человек, переживающий не лучшие времена, оставался в прекрасном расположении духа. Но товарищ по работе не виноват в тяжелой болезни вашей матери: незачем смотреть на него волком и цедить слова сквозь зубы. И уж совсем ни к чему писать заявление об уходе, если вам, и без того расстроенному до последней крайности, сделал замечание начальник.
Когда неприятности и проблемы группируются на рабочем фронте, мы начинаем отыгрываться на близких. Крохотную провинность сына возводим до ранга преступления, а в распущенности дочери, конечно, виноват отец, избаловавший ее до безумия. А теща или свекровь? Тут и думать нечего: все беды от нее… Не прошло и пяти минут, как вы рассорились со всеми близкими. С кем не смогли поскандалить устно, разорвали отношения мысленно. Разрубили все проблемы одним махом — чем хуже, тем лучше! Вот теперь вам действительно плохо — хуже некуда:
От пылинки до развода
Справедливо утверждение древних: ‘Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав‘. И дров поблизости нет, как назло. Не шкаф же рубить!
И ведь почти всегда сам понимаешь, что был не прав, но сказанного, брошенных в запальчивости оскорблений уже не вернешь.
Реальны или надуманны причины нашей обиды (злости, гнева, раздражения), все равно надо держать себя в руках. Большей частью в несдержанности упрекают женщину. Это она затевает в доме скандал ‘на всякий случай‘. Это она увидит пылинку — и начинает разматывать родословную своих обид, и вот уже от пылинки до развода один шаг… Между тем все это происходило уже сотни раз. И никто после очередной ‘бури в пустыне‘ не хватался за веник и пылесос. Наоборот, бездельничали на законных основаниях — как оскорбленные в лучших чувствах. Но ведь случается, что пустяк переполняет чашу терпения. И вот тут — стоп. Быстренько притормозите. Берите в руки пылесос и пройдитесь с ним по всей квартире. Очень помогает мытье полов или окон. А если квартира уже горит от чистоты (то есть от вашей злости), можно заняться разборкой антресолей. Между прочим, увлекательное занятие — затягивает не хуже бразильского сериала.
Мужчине можно посоветовать выйти во двор и поколоть дрова — если, конечно, где-то еще сохранились дворы с дровами. В любом случае, когда раздражение достигло критической точки, лучше всего заняться физическим трудом. Не так уж мы сложно устроены: выброс адреналина, вместо того чтобы взбудоражить голову, плавно перетечет в работу мышц. Мужской гнев в силу природы способен выражаться, в отличие от женского, мгновенно и спонтанно: в явной грубости и даже рукоприкладстве. Зачем вам это? Не лучше ли, вместо того чтобы дать подзатыльник сыну и обозвать жену дурой и курицей, хлопнуть дверью и выйти из дома? То же самое, кстати, можно посоветовать и вспыльчивой женщине. Только не восклицайте на прощанье ‘Как же мне все надоело!‘ Уйдите по-английски, молча, прогуляйте свой гнев по улице, еще лучше в парке. Совсем хорошо, если вашу печаль разделит собака. Вот уж кто точно перед вами не виноват: (Между прочим, домашние животные для людей раздражительных просто панацея.)
Ноу проблем!
‘Да здравствует меланхолия!‘ — иные из нас, надев такое лицо, ни за что с ним не расстанутся. С похоронным настроением приходят на работу, чтобы все видели, как им плохо живется, с трагическим видом возвращаются домой, чтобы и дома никто не усомнился, как они настрадались — на работе, в транспорте, в магазинах.
Увы, ваше настроение мало кого волнует — людям хватает собственных забот. Если в ответ на вопрос ‘Что-нибудь случилось?‘ вы многозначительно промолчите, никто и не переспросит. Мы все посмеиваемся над ‘американской улыбкой‘, над тем, как они, во всяком случае в кино, все время спрашивают друг у друга ‘Ноу проблем?‘. И даже если жизнь героя висит на волоске, он бодро заявляет, что проблем нет и улыбается во всю ширь.
А мы редко улыбаемся. Глядя на пассажиров в нашем общественном транспорте, особенно вечером, после работы, видишь одно огромное хмурое лицо: все озабочены, у всех проблемы, никто и не подумает одарить вас улыбкой. Но почему? Почему у нас такие хмурые лица? Разве мы сплошь больны, или нас в одночасье постигла беда, или мы дружно переживаем одно на всех большое горе? Может быть, перестанем напускать на себя печальный вид? В сто раз лучше лишний раз улыбнуться, чем лишний раз нахмуриться. Тогда и удача улыбнется в ответ.