Разместить

Рунет: итоги года 2016

Перед тем как разойтись на новогодние каникулы, все, от кого зависит настоящее и будущее российского интернета, — бизнесмены, исследователи, чиновники — собрались вместе, чтобы подвести итоги и нащупать пути развития. В сегодняшней непростой политической и экономической ситуации — задача нетривиальная.

 

Участники конференции «Рунет: итоги года 2016» в один голос говорили о том, что год выдался непростым. Чтобы оставаться на своих позициях, IT-бизнесу приходилось работать в несколько раз больше, чем раньше. Однако, по сравнению с двумя прошлыми годами кризиса, 2016-й, кажется, был более благосклонен к участникам рынка.

По словам сооснователя и руководителя инвестиционного направления TMT Investments Артема Инютина, в этом году показал большую устойчивость рынок стартапов. Если в 2015 году в конкурсах и других мероприятиях участвовало около 3,5 тысяч стартапов, то в нынешнем году их число выросло до 4300. Наметился активный переток капитала из традиционных отраслей в IT. Инвесторы поверили в будущее рынка. «Денежная диета» и кризис помогли избавиться от заведомо несостоятельных проектов, что помогло «выстрелить» более перспективным.

Наметилась тенденция вывода компаний на аутсорс. У России, которая пока входит в рынок технологий с некоторым опозданием, есть шанс наверстать упущенное, благодаря своим «гениальным технарям», которыми страна, несмотря ни на что, славится. «Если Россия отвечает за какую-то технологию — какой-то очень тяжелый софт, надстройки над операционными системами — она в этом очень хороша, успешна. Верю, что будет сильно развиваться в ближайшие годы», — подытожил Инютин.

Власть и бизнес

Интернет — штука непонятная для многих, даже для тех, кто вплотную занимается им, что уж говорить о законодателях, которые пытаются регулировать этот не укладывающийся ни в какие традиционные представления глобальный инструмент.

Но государство готово к переговорам с бизнесом. Об этом заявил председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин: «Крайне важно, чтобы все законопроекты в интересах национальной безопасности, экономики — обязательно обсуждались с теми, кто работает на этом рынке».

По словам чиновника, работающие механизмы законов уже есть и продолжают создаваться. Это закон о защите авторских прав, о достоверной информации в интернете, о праве на забвение, закон о новостных агрегаторах, об онлайн-кинотеатрах и многие другие. Почти каждый из них вызывает много споров. Хочется надеяться, что власть действительно заинтересована в конструктивном диалоге.

Андрей Колосовский, директор департамента по правовым, корпоративным вопросам и связям с государственными организациями Microsoft в России, согласен с тем, что технологический прогресс вызывает все больше юридических вопросов — с точки зрения безопасности и этики. И это требует тесного взаимодействия технологических компаний с общественными и государственными институтами. По его словам, диалог действительно удается построить — причем не только между бизнесом и органами власти, но и между компаниями-конкурентами. В качестве примера Колосовский привел создание совместного партнерства Google, Amazon, IBM и Microsoft по развитию искусственного интеллекта, в рамках которого решаются технологические, правовые и этические вопросы.

Предпосылки для децентрализации

Времена, когда все флагманские IT-компании работали в только Москве, постепенно проходят. Регионы меняют тренды, предлагая выгодные условия. Одна из таких площадок, демонстрирующая устойчивый рост, — IT-город Иннополис в Татарстане. Его мэр Руслан Шагалеев рассказал, что к конце нынешнего года в Иннополисе располагается уже 40 IT-компаний, создано более 400 рабочих мест. Идет подготовка кадров в университете Иннополиса.

Интернет вещей

Как-то незаметно мы перебрались в фантастическую эпоху, когда бытовые приборы вдруг стали высокотехнологичными гаджетами, способными создавать собственную виртуальную среду. Будущее наступило — появился интернет вещей. А вместе с ним новые вызовы и проблемы, связанные с пониманием того, как нам взаимодействовать с внезапно «поумневшими» технологиями.

Роботы начинают заменять людей — и это не только неквалифицированный труд.

Кирилл Варламов, руководитель Фонда развития интернет-инициатив, рассказал, например, об одной из портфельных компаний Фонда, которая создала робота-рекрутера. Он анализирует резюме, делает звонки, сам разговаривает, приглашает на собеседование. Первые люди, нанятые роботом-рекрутером, уже вышли на работу. Стоимость такого подбора — около 300 рублей. Робот может делать одновременно примерно 2000 звонков и даже больше. «Это значит, что те, кто занимались рекрутингом, подбирая людей на несложные вакансии, могут начинать искать себе новую работу. Роботы вытесняют нас там, где нужен интеллект, где традиционно работали люди с высшим образованием».

В России появилась даже специальная организация — Ассоциация интернета вещей. Ее создатель Андрей Колесников считает, что для страны интернет вещей на сегодняшний день — экономическое спасение. «В нашей стране в ее нынешнем экономическом состоянии внедрение интернета вещей — это, прежде всего, инвестиции на издержках. Можно получать от 5 до 8% экономии, вы начинаете меньше тратить и за счет этого строите новые системы».

…И вещи в интернете

По словам Михаила Осина, руководителя цифровых продаж Ozon.RU, в мире e-commerce произошла «всеобщая мобилизация». Все больше людей делают покупки в интернете через мобильные устройства. Электронная коммерция активно развивается и увеличивает и без того жесткую конкуренцию. Интернет-игроков становится больше, они используют новейшие технологии, тех же роботов, которые проводят маркетинговые исследования, сравнивают цены, чтобы сделать их максимально привлекательными для потребителей. «Это приводит к тому, что маржинальность в интернет-торговле, и без того невысокая, становится еще ниже. Сегодня российские интернет-магазины работают на пределе возможностей, максимально эффективно».

Михаил Осин предположил, что совсем скоро, уже в 2017-ом, в результате такой гонки станет окончательно понятно, какие ресурсы войдут в число лидеров, а какие — сойдут с дистанции.

Директор по исследованиям портала Mail.Ru Федор Вирин подтвердил мысль о том, что онлайн-ритейл сегодня — это самый большой кусок интернет-экономики. Но ему в спину дышит еще один сегмент, пока до конца не оформившийся, но имеющий хорошие шансы в самое ближайшее время занять свою нишу — онлайн-образование. Уже сейчас, согласно исследованиям, он на втором месте после ритейла по оборотам и самый быстрорастущий. По мнению Вирина, расцвет онлайн-образования произойдет в 2017 году. «Онлайн-образование — это не один рынок, а несколько. Дошкольное образование, школа, хобби, профессиональное образование, языки… Эти рынки мало знакомы друг с другом, и это проблема онлайн-образования. Как только они познакомятся — мы увидим нового гиганта». Совсем скоро, по прогнозам Вирина, инвесторы откроют для себя этот рынок и будут активно вкладываться в него.

Забота о пользователе

По мнению директора РОЦИТ Сергея Гребенникова, «2016 год можно назвать годом заботы о пользователе». Самым главным трендом уходящего года он назвал участие бизнеса в повышении цифровой грамотности: «Благодаря бизнесу, обществу и государству, индекс цифровой грамотности в 2016 году вырос на 6,3%». И это очень важный показатель. Люди на 40% активнее стали пользоваться государственными услугами через интернет.

При этом колоссальное внимание уделяется защите персональных данных граждан РФ — как со стороны государства, так и самих пользователей. Они стали чаще обращать внимание на то, где и как они оставляют сведения о себе.

С другой стороны, с активным распространением мобильного интернета и услуг, которыми люди пользуются с помощью мобильных устройств, увеличилось и количество угроз со стороны вредоносного кода. В частности, по словам руководителя стратегических проектов в Лаборатории Касперского Андрея Ярных, борцы с вирусами наблюдают «превышение величины в 3% для мобильных устройств, которые используют банковское ПО» — что, по мнению специалистов, тревожный знак. Мишенью для атак все чаще становится Android: если в 2014 году под эту операционную систему было написано порядка 22% вредоносного кода, то сейчас уже около 72%.

Участились и целевые атаки на крупные государственные структуры. «По итогам года одно из наших подразделений отчиталось о том, что провело больше 100 исследований внутренних сетей на наличие уязвимостей, таких вот целевых атак. К сожалению, мы обнаружили, что в значительном количестве в таких сетях присутствует вредоносное ПО, больше трети».

Еще один тренд, который вызывает у Лаборатории Касперского вопросы и может быть, по их мнению, опасен в будущем — сбор пользовательских данных. Изначально такие данные о поведении пользователей в сети по ряду параметров собирались в маркетинговых и рекламных целях. Но надо отдавать себе отчет в том, что такие данные могут попасть в руки и к вирусописателям, которые могут их использовать для кастомизации вирусного ПО и еще более целевых атак на пользователей.

В целом участники конференции солидарны в одном — IT-индустрии есть, куда развиваться и что предложить пользователям и государству.