Разместить

МВА по- русски: загадка для рекрутера.

Бизнес-обучение — настолько прикладная форма получения образования, что здесь не наука дает пищу практике, а наоборот: бизнес диктует свои правила профильному обучению. Чтобы быть востребованным, оно постоянно старается «нагнать» практику, не отстать от нее, но, согласно законам жанра, опередить не может.

В зоне турбулентности

 

Бизнес-школы неустанно отслеживают запросы рынка. Они уверены, что работают и на сегодняшний день, и на буду­щее, не такое уж далекое, однако, весьма непрозрачное. Ведь основная специфика российского бизнеса — это дея­тельность в условиях неопределенности. Какой? Да какой угодно — политической, экономической, правовой… Вот и учись!

 

По данным школ МВА, особой популярностью ныне пользуются такие направления, как «Стратегический ме­неджмент» и «Управление изменениями». Это вполне по­нятно — в умении принимать беспроигрышные управлен­ческие решения, рассчитанные на перспективу, заинтере­сован любой руководитель.

Эти направления бизнес-школы зачастую реализуют в рамках общих программ МВА, интерес к которым не сни­жается, но «тенденция такова, что все большее и большее число потребителей бизнес-образования начинают увле­каться специализированными программами или хотят сами выбирать дисциплины из так называемых «Курсов по вы­бору». Так, по крайней мере, считает Олег Крылов, директор модульной (очно-заочной) программы МВА «Менеджмент и международный бизнес» Высшей школы международного биз­неса (ВШМБ) АНХ.

 

По данным МЭСИ, проводившего специальные исследо­вания на сей счет, интерес к общим программам МВА ста­билен, как и к вечно актуальным направлениям «Марке­тинг» и «Управление человеческими ресурсами». В то же время отмечен рост внимания к специализациям «Страте­гическое управление» (33% от числа опрошенных слуша­телей) и «Финансовый менеджмент» (20%). А популярность обучения по сравнительно новой специализированной про­грамме «МВА — Информационный менеджмент» соверши­ла скачок с 2% до 10% за последние три года. Спрос на об­разование в области электронного бизнеса эксперты свя­зывают с интенсивным развитием сетевых технологий и ис­пользованием компаниями Интернет-маркетинга для про­движения своих товаров и услуг. Такую точку зрения выс­казывает Анна Мустафина, заместитель декана по маркетин­гу магистратуры МЭСИ.

 

Постоянное отслеживание запросов слушателей дает воз­можность «держать руку на пульсе» интереса к обучающим программам. В бизнес-школах практикуют опросы групп, мониторинг новшеств зарубежных учебных заведений того же статуса, а также изучают требования международных организаций, проводящих аккредитацию. В результате в последнее время в арсенале некоторых программ МВА по­явились такие курсы, как «Этика бизнеса», «Риторика и ис­кусство публичного выступления», «Управление предпри­ятием в условиях конкуренции».

 

Второй эшелон

 

Смещение акцентов в сторону специализированных про­грамм эксперты связывают с тем, что за последние 10-15 лет, прошедших с первых дней существования российских программ МВА, первые лица отечественных компаний уже успели получить бизнес-образование. «Прошел бум на стремление к образовательным программам. У меня такое впечатление, что сейчас учатся те, кого раньше не пуска­ли, поскольку не хотели за них платить, либо те, кто сегодня может сам заплатить за свое обучение!» -делится наблю­дениями Олег Крылов. Сегодня, по его данным, на програм­мах МВА в большинстве случаев получают бизнес-образо­вание менеджеры среднего и нижнего звена, которые же­лают больше специализироваться в рамках тех направле­ний, которыми владеют, и рассчитывают на карьерный рост в рамках своей компании.

 

В связи со сменой контингента слушателей меняется и структура финансирования обучения. Еще в недалеком прошлом подавляющее большинство слушателей учились за счет компаний, которые просто не могли представить себе существования без подкованного по последнему сло­ву бизнес-моды руководителя. Теперь обучение лишь 20% оплачивают фирмы, а 80% — изыскивают средства самосто­ятельно.

 

Любит — не любит

 

Сегодня отнюдь не кадровые агентства, а крупные компа­нии проявляют большую активность в поиске управленцев и специалистов с дипломами российских МВА, утвержда­ет Анна Мустафина. По ее мнению, спрос корпораций на выпускников российских бизнес-школ «достаточно высок». Однако до сих пор в России степень МВА не вошла в раз­ряд необходимых для компаний требований к соискателям, отмечают эксперты. «К сожалению, российский бизнес индифферентно относится к выпускникам МВА, — конста­тирует Олег Крылов. -Я не вижу, чтобы рекрутинговые ком­пании дрались за выпускников».

 

Почему же они не дерутся? Кто ответит на этот вопрос точнее рекрутера?

Оказалось, что агентства по трудоустройству пока что не выработали четких позиций относительно обладателей дипломов бизнес-школ. Поэтому далеко не все охотно бе­рутся за поиск вакансий для этих профессионалов.

Например, по мнению Натэлы Кобулашвили, президента ЗАО «Кадровая компания «ВЫБОР», в течение последних 2-2,5 лет работодатели «разочаровались в качестве обучения на российских программах МВА, поэтому в запросах на подбор руководителей реже встречается требование соот­ветствующего диплома». Ton-менеджеры «чаще прибегают к очному или заочному обучению за рубежом», отмечает она. «При приеме на работу на приличную позицию в круп­ной компании вряд ли когда-нибудь наличие диплома школы бизнеса будет важнее реального практического опы­та», — подчеркивает Андрей Веринчук, старший партнер ком­пании Markt Werkes LLC. И сегодня, и завтра главными тре­бованиями работодателей к кандидатам будут предыдущий успешный опыт работы и конкретные достижения в бизне­се. В рекрутинговой компании Avenue к обладателям дипло­ма бизнес-школы относятся более уважительно. По словам Алексея Комарова, ее генерального директора, спрос на вы­пускников есть: «Диплом МВА у потенциального кандида­та, независимо от того, в какой школе Москвы или Санкт-Петербурга он получен, дает дополнительный шанс к рас­смотрению его резюме работодателем».

 

В целом, отмечают рекрутеры, структура спроса на выпус­кников в последние два года изменилась. Ныне востребова­ны те, кто обучался на узкоспециализированных програм­мах МВА, особенно финансисты, маркетологи и юристы.

 

Деликатный вопрос

 

От выпускника программы МВА ждут быстрых нестандар­тных прогнозируемых решений и смелых ходов в области бизнеса. Такой специалист нужен стране. В этом мнения ру­ководителей бизнес-школ, рекрутеров и работодателей совпадают «на все 100».

Согласно исследованиям Российской ассоциации бизнес-образования, специалистами с дипломом МВА рынок насы­щен не более чем на 10%, значит, экономике требуются еще 90% таких профессионалов, рассказывает Олег Крылов. «Та­кая потребность сформируется, если не будет стагнации в эко­номике, но прогнозы в этой сфере — тема деликатная», — под­черкивает он. Обладатели диплома МВА — это менеджеры, готовые заниматься цивилизованным бизнесом, но где он?

 

С другой стороны, как отмечает Сергей Скосарев, проректор по учебной работе Высшей коммерческой школы, «без обуче­ния руководителей высшего и среднего звена не будет и развития самого бизнеса». Это очевидно, поэтому, с его точки зрения, «идея формирования национального бизнес-образования, учитывающего международный опыт, мед­ленно, но верно овладевает массами».

Для рекрутинговых компаний рынок МВА потенциально очень интересен, но имидж обладателя диплома «недорас-кручен», полагают в бизнес-школах. Согласно информации Юрия Тазова, директора по маркетингу ВШМБ АНХ, работо­датели «пока не имеют полного представления о том, что такое МВА, но рекрутеры говорят, что этот рынок вот-вот начнет интенсивно развиваться, и они будут активно рабо­тать на нем».

 

Сами же специалисты по подбору персонала также проявляют оптимизм, правда, сдержанный. Алексей Комаров дает прогнозы: «Полагаю, что лет через 10-15 в российские бизнес-школы потянутся первые ручейки европейских и американских бизнесменов». А это еще зачем? Иностранцы захотят научиться мыслить по-российски, решать задачи по-нашему и будут стремиться получить диплом МВА здесь!