Разместить

Люди с голубой кровью

Длинные волосы, знание сложных слов и надменное отношение к окружающим — вовсе не те черты, которые отличают настоящего сисадмина. Чтобы профессионально справляться с современными компьютерными сетями, нужны совсем другие качества.

О них и рассказывает проректор по информационным технологиям института профессионального образования «Базис» Николай Николаевич Кулигин.

Профессия модернизатор

— Николай Николаевич, скажите, сколько нужно времени на то, чтобы стать неплохим системным администратором?

— С нуля подготовить нормального специалиста за два месяца нереально. Мы даем 540 часов за год, причем в процессе обучения охватываются все аспекты.

— В том числе программирование?

— Мы даём только основы программирования, без этого сейчас никак. Приглашать профессионала со стороны это бешеные деньги хорошо, когда за стеной сидит свой программист. Но ему, конечно, незачем писать сложные программы с нуля. Выпускник курсов сисадминов, скорее, модернизатор – человек, который может быстро и дешево реорганизовать систему, сделать ее дружественной для пользователя.

Если провести параллель, это как мастер-настройщик музыкального инструмента. Без настройки хорошо играть невозможно, но настройщик не может сделать новый инструмент.

Время не ждет

— Лет 10-15 назад специалист по компьютерам учился всему сам дома, потом приходил на работу, и его уровень полностью устраивал руководство.

— Время стремительно уходит. Сейчас и аппаратное обеспечение совсем другое, и директора раньше, кроме игр на компьютере, ничего не знали, а теперь предприятиями руководят грамотные люди, они представляют возможности компьютерной сети. Начальник видит, что из нее можно выжать, и требует именно такой продуктивности.

— Каких конкретных навыков не хватает сисадминам, которые приходят учиться?

— Базовыми представлениями владеют все. Но когда мы начинаем углубляться в знание продукта, умение его настроить, все начинают плыть. Например, устанавливают люди прикладную программу, а на следующем занятии заваливают преподавателя вопросами: «у нас это не пошло», «у нас это не встало», «что с этим делать?» Приходится снова разбирать задачи. Причем, не на словах, а на совершенно реальных компьютерах. Мы моделируем натуральную рабочую среду, это настоящая практика.

— При современном развитии технологий вчерашним слушателям через несколько лет снова придется идти на курсы.

— А деваться некуда. Раз в два года приходится осваивать новый продукт. В 2008 все сидели в ХР, потом появилась «Vista», теперь везде ставят «Windows 7» и выше. За какие-то три года только по линейке Майкрософт сменились три операционные системы.

Двигаться нужно постоянно, все информационные технологии — это спринт. Тот, кто не развивается, понемногу уходит с рынка труда.

Было десять, осталось трое

— Раньше был такой стереотип: сисадмин – человек угрюмый, замкнутый, от него лишний раз ничего не добьешься.

— До сих пор так. Сисадмины всех называют «юзвери», себя считают людьми с голубой кровью. Наверное, это никогда не изменится. Но зачастую дело в том, что у наших пользователей очень низкий уровень владения компьютером. Рассказывать, для чего нужны кнопочки на клавиатуре не работа сисадмина. И большинство конфликтов на моей памяти происходило из-за этого. Это проблема другая: тут нужно не сисадминов переучивать, а офисных работников по-другому готовить.

— Насколько я знаю, в кризис многие системные администраторы остались без работы, остальные лишились астрономических по тем временам зарплат.

— Уровень зарплат упал, но хорошие специалисты все равно сохранили свои места. А как без них обойтись? Компьютеры-то обслуживать надо… Вот работодатели и стали ограничиваться теми, кто может качественно выполнять свои обязанности.
Механизм прост: было десять человек, осталось трое. Фонд зарплат сократился, но на оставшихся это не сказалось.

Ходить никуда не надо

— Вы ведь общаетесь с бывшими учениками, знаете, насколько легко они находят работу.

— Все упирается в количество денег, которые хотят выпускники. Никому сразу не платят столько, сколько он хочет. Тот, кто хочет получать от 80 тысяч рублей в месяц, обычно быстро не устраивается. Зато легко находят работу специалисты, которых устраивает зарплата в районе 50 тысяч.

— Но ведь можно обслуживать несколько фирм?

  • Очень многие совмещают работу. В маленькой компании человек может, к примеру, работать бухгалтером и налаживать локальную сеть. А еще современные технологии позволяют удаленно администрировать несколько компаний. И многие ребята за небольшие деньги делают всю работу из дома. Когда все настроено, и ходить никуда не надо. Приезжаешь на работу только чтобы картридж поменять в принтере.

Один навсегда

Зарплата петербургских программистов, которые работают в 1С, в среднем составляет 70000-90000 рублей в месяц.

Требования к начинающим разработчикам лаконичны, основное из них – наличие опыта программирования в среде 1С от 1 года. Попробовать свои силы в этой профессии могут соискатели с неполным или законченным высшим образованием, имеющие навыки составления технической документации. Программисты 1С должны знать основы бухгалтерского, управленческого и налогового учета, а также типовые конфигурации 1С.

На максимальный доход могут претендовать разработчики 1С со стажем больше 3 лет и навыками руководящей работы. Часто дополнительным пожеланием работодателей становится свободное владение английским языком. Доходы таких профессионалов в Санкт-Петербурге достигают 200 000 рублей.

Согласно исследованию, типичный представитель профессии — молодой мужчина с высшим образованием. Большинство соискателей должности разработчика 1С – молодые люди не старше 30 лет.

Share with: