Собеседование — улица с двусторонним движением: пока рекрутер изучает резюме, кандидат узнаёт компанию. Это хорошая возможность понять структуру фирмы, её отношение к сотрудникам и Трудовому кодексу.
Рассказываем о тревожных звоночках на интервью:
от невнимательности и халатности работодателя до откровенного хамства.
Конкретные вопросы — абстрактные ответы. Даже от босса
На собеседовании нужно понять, чем вам предстоит заниматься в компании. Выясните, соответствуют ли требования, указанные в вакансии, реальным должностным обязанностям.
Вас приглашают на новую позицию или на место, освободившееся после увольнения? С чем не справился предыдущий сотрудник, какой первичный объём работы нужно выполнить на испытательном сроке, если такой предполагается?
Рекрутер должен ответить на любой вопрос о фирме и вашей роли в ней. Если у эйчара нет нужной информации, обычно к собеседованию присоединяется ваш будущий руководитель — последняя инстанция для понимания фронта работы.
Бывает, что вопрос задан непонятно или слишком остро: попробуйте изменить формулировку. Обычно компании без двойного дна ведут диалог открыто.
Высокая текучесть персонала
Сама по себе текучесть персонала не является тревожным звоночком — часто компании набирают на сезонную работу студентов и стажёров. Фирма в таком случае экономит на зарплатах, а сотрудники получают полезный опыт. Кто-то остаётся в индустрии, кто-то уходит в другую компанию или сферу.
Другое дело — высокая текучесть там, где её не должно быть. В бухгалтерии или в салоне красоты среднее время работы сотрудника превышает полгода. Если фирма постоянно ищет бухгалтера, возможно, дело в неадекватных должностных инструкциях, токсичном коллективе или агрессивном руководителе.
Если кроме высокой текучести вас ничего больше не смущает, спросите прямо, почему персонал сменялся так часто — может быть, работодатель назовёт объективные и адекватные причины.
Слишком быстрое или слишком долгое время обработки резюме
С одной стороны, получить приглашение на работу после пятнадцатиминутного интервью — идеальный вариант. С другой — признак отсутствия конкурса и указание на то, что организация отчаянно затыкает дыры в кадрах.
Неестественно долгий процесс найма на работу — другая крайность. Иногда компании месяцами не приглашают на собеседование или не могут сделать предложение по зарплате.
Обычно с момента первого контакта с эйчаром до принятия решения нужны одна-две недели — ориентируйтесь на эту цифру.
Неуважение к профессии и «дедовщина»
Прямо на собеседовании работодатель даёт понять, что в вашу профессию идут люди второго сорта. «Мы платим продавцам мало, потому что они часто воруют», «Здесь и охранять нечего — считай не работа, а подарок», «Зарплата низкая, хочешь больше — зарабатывай чаевыми».
Случается, что неуважение маскируют под дедовщину: например, на собеседовании говорят, что клиентскую базу нужно нарабатывать самому, а доступ к «тёплым» контактам выдадут только после испытательного срока. Рабочие вопросы игнорируют под любым предлогом, намекают на незначительность должности.
Обычно с этой проблемой чаще сталкивается линейный персонал, но бывают исключения: профессиональная дедовщина встречается у стажёров-риелторов, в IT и дизайне.
Хамство, оскорбления и кофе на брюках
Некоторые наниматели проводят стресс-интервью — такое может ждать водителя общественного транспорта или офис-менеджера. Рекрутер умышленно задерживает собеседование на 30-40 минут, «нечаянно» проливает кофе на резюме или брюки кандидата.
Часто под видом стресс-теста начальник или эйчар откровенно хамят: говорят, что тёмное бельё не принято носить под светлые блузы, намекают на непрофессионализм или оскорбляют впроброс. Если моделируемая во время собеседования ситуация даже отдалённо не напоминает проблемы, которые могут возникнуть на работе, — работодатель заигрался.
Лучшее, что можно сделать в этой ситуации, — вежливо прервать собеседование и уйти с интервью. Грубить в ответ не нужно: скорее всего, рекрутер поддерживает контакты с другими эйчарами, и вас могут внести в негласный чёрный список конфликтных кандидатов.
Плата за возможность работать
Компании-мошенники под любым предлогом требуют от соискателей платы за вступление в должность. Таксистов просят починить разбитую машину, провизоров или разнорабочих — купить спецодежду.
До сих пор десятки липовых агентств делают вид, что устраивают соискателей официантами, барменами или массажистами на круизные лайнеры. Деньги — в среднем 3000-5000 рублей — берут на оформление санкнижки или визы, для заказа именной формы или оплаты личной каюты.
Плату обычно принимают наличными, выдают документы с печатью несуществующего юрлица. При попытке вернуть деньги в фирме говорят, что они — контрагенты, и работодатель уже закрыл все позиции, но в следующем сезоне рабочие руки понадобятся вновь и вам перезвонят.
Честные компании проводят обучение за свой счёт. То же правило распространяется на выдачу формы, инструмента или рабочего компьютера.